Обратитесь в консульство
Консульские вопросы
В экстренных ситуациях


Новости Узбекистана


Права человека в обновленной Конституции Узбекистана

Права человека в обновленной Конституции Узбекистана

В истории человечества много знаменательных дат, достойных внимания. Одна из важнейших связана с провозглашением 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на то, что декларация не является юридическим документом, ее основополагающие принципы, права и свободы, признанные в качестве неотъемлемых прав за каждым человеком, находят свое отражение в национальном законодательстве стран, которые присоединились к этому международному документу.

Примечательно, что Узбекистан присоединился к Всеобщей декларации прав человека в сентябре 1991-го, в год обретения своей государственной независимости.

Вопросы защиты прав человека имеют приоритетное значение и в рамках международного сотрудничества в данной сфере.  В октябре 2020-го Узбекистан стал членом Совета по правам человека - авторитетного межправительственного органа системы ООН, призванного обеспечивать защиту прав человека по всему миру. В 2020-м принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, направленная на защиту личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, в области устойчивого развития. Приоритетом обозначено также совершенствование механизмов имплементации международных стандартов в области прав человека в законодательство и правоприменительную практику.        К тенденциям современного конституционного развития Узбекистана можно отнести переустройство модели конституционно-правового регулирования взаимоотношений личности, общества и государства, ориентацию Конституции на гуманистические ценности; закрепление в ней новых характеристик государства и не только. В условиях трансформации взаимоотношений между гражданами и государством необходимость конституционного закрепления права граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностными лицами, обретает особую актуальность. Ведь именно в ходе осуществляемых в Узбекистане масштабных политических и социально-экономических реформ выявились проблемы в сфере реального обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Изменение ранее действовавшей парадигмы «государство - общество - человек» на новую: «человек - общество - государство», закрепление ее в конституционном законодательстве и конституционной практике определены в качестве одного из приоритетных направлений конституционной реформы инициированной лидером страны.

Нормы Основного закона в новой редакции прежде всего направлены на построение Нового Узбекистана, где закреплены гарантии защиты прав и достоинства человека, его социальная защита и экономическое благополучие. Среди наиболее важных новаций в Конституции - запрет смертной казни, применение правила Миранды, гарантии прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, отражение института Хабеас корпус и другие. Следует отметить достигнутый республикой прогресс в деле обеспечения гендерного равенства, сокращения числа лиц без гражданства, искоренения детского и принудительного труда, развития институтов гражданского общества и обеспечения свободы слова. Например, ключевые гарантии прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого и подсудимого, закрепленные в действующем уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадии дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства. Также на государственные органы и должностные лица, ответственные за производство по уголовным делам, возложены дополнительные задачи и обязанности.

В Узбекистане учреждены институты Омбудсмана (Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека), Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченного при  Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Бизнес омбудсман) и не только.

В Конституции в новой редакции закреплены общепризнанные международные нормы, которые получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию в отраслевом законодательстве: гражданском, трудовом, семейном, уголовном и других кодексах.

В нашей стране идет интенсивный процесс приведения законодательства в систему: обновление его на принципиально иных началах, призванных содействовать развитию рыночной экономики, формированию гражданского общества, становлению и укреплению правового и социального государства. Можно сказать, что перед Узбекистаном, ставшим полноправным членом международного сообщества, открываются широкие перспективы в области законотворчества и защиты прав человека. Одним из главных объектов государственного внимания становится проблема включения международных стандартов в сферу национального законодательства. В этом отношении страна значительно продвинулась вперед.

Положение декларации о том, что семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, содержится в первой части статьи 76 Конституции в новой редакции, а также основополагающей нормой Семейного кодекса Республики  Узбекистан. Положение декларации о том, что материнство и младенчество имеют право на особое попечение, а все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой, также закреплено в нашей Конституции. В Основном законе республики определено: «Дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей». Материнство, отцовство и детство также охраняются государством. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» представляет собой нормативно-правовой акт, впервые принятый в области прав ребенка и вступивший в силу 8 января 2008-го. Его правовой основой является Конвенция о правах ребенка 1989 года, принятая государствами - членами международного сообщества.

Одно из положений Всеобщей декларации прав человека гласит: «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих, вступающих в брак сторон ». Принципы свободы и добровольности заключения брака также закреплены в нашей Конституции и нашли конкретизацию в законодательстве. Одним из условий вступления в брак декларация установила совершеннолетие, и это положение отражено в Семейном кодексе страны.

В статье 7 декларации провозглашено: все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.  Это означает, что и положения данного документа как нормы международного права, и национальные законы государства едины для всех, перед ними все равны без какого бы то ни было различия: расы, национальности, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений, социального происхождения, имущественного, должностного или иного положения. Всем предоставляется одинаковое право на защиту своих интересов, включая право на судебную защиту.

Статья 8 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом». Эти нормы полностью соответствуют статье 55 Конституции Узбекистана.

Более конкретизировано право на судебную защиту интересов в пункте 4 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966-го: «Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы  этот  суд  мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно». Поскольку нормы международного права входят в систему законодательства Республики Узбекистан и Конституции, признается их авторитет, право на защиту своих интересов заслуживает широкого и всемерного обеспечения.

Как известно, со времени принятия Всеобщей декларации прав человека ООН постоянно обращается к правительствам государств с призывами информировать общественность о правах человека, распространять тексты международных документов в учебных заведениях.

В рамках Хельсинкского процесса признано, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. И крайне важно, чтобы граждан просвещали относительно прав человека и основных свобод, закрепленных в национальном законодательстве и международных документах.

Поощрение прав человека, характерное для государственной политики в нашей стране, получило практическое претворение в решении о введении в программу разных учебных заведений предмета «Права человека». Всевозрастающий интерес к данным вопросам, их актуальность, необходимость широкого распространения знаний по этой  тематике придают особое значение подготовке кадров, которые могли быть успешно заняты в этой сфере.

Положения декларации рассчитаны на обеспечение интересов человека, ибо в документе емко и четко отражены, сконцентрированы все основные права и свободы. Следовательно, каждый должен знать положения декларации, пользоваться ими, чтобы жить достойно. Именно свободное развитие человека, его самоопределение, осознание значимости общечеловеческих ценностей - залог успешного построения гражданского общества, а значит и дальнейшего процветания государства.

 

Омон Мухамеджанов.

Профессор ТГЮУ,  доктор юридических наук.

📅 11.11.2023

Новости Узбекистана


Подготовка перспективных кадров будет организована на основе новых подходов
Лидеры Узбекистана и России обсудили актуальные вопросы практического взаимодействия
В МИД проведена встреча с Послом России
Еще одна жемчужина на туристической карте Хорезма
В Хиве открыт современный туристический комплекс
Объекты, достойные имени Хорезми
Рассмотрены меры по повышению качества высшего образования
В Ташкенте прошёл Первый Форум регионов стран-участниц Содружества независимых государств
По инициативе Узбекистана Генассамблея ООН учредила Международный день памяти жертв землетрясений
Президент Узбекистана принял руководителей международных спортивных организаций
Представлены предложения по усовершенствованию системы социальной защиты
Президент Узбекистана посетил международную выставку «ИННОПРОМ»
Генеральная Ассамблея ООН приняла инициированную Узбекистаном резолюцию о Декаде облесения и лесовосстановления
Президент Узбекистана принял министра иностранных дел России
Президент прибыл в Самарканд
Рассмотрены планы по диверсификации химической промышленности
Доложено о результатах в сфере инвестиций
Представлены предложения по повышению качества образования
Членам сборной команды Узбекистана по футболу до 17 лет
Представлена информация по проектам в сфере альтернативной энергетики
Обсуждены меры по обеспечению экономической стабильности
Президент провел встречу с иностранными инвесторами
Обсуждены планы по развитию спортивного образования и олимпийского движения
Обозначены возможности вывода Андижана на новый этап развития
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии в честь нового города Бабур в Андижанской области
Президент ознакомился с ходом созидательной работы в Новом Андижане
Представлены планы по развитию экономики Андижанской области
Представлены проекты в сфере туризма и градостроительства
Рассмотрен мастер-план международного туристического центра
O'zbekiston va Qirg'iziston Prezidentlari Samarqand shahrida ikki tomonlama munosabatlarning dolzarb masalalarini muhokama qildilar