В этом году праздничное настроение нашего народа выше, чем в каждом году. Трудно перечислить блага и возможности, данные нашему народу благодаря независимости. Действительно, нашему народу было нелегко дожить до этих светлых дней.
Наш народ прошел через множество испытаний и невзгод. Наш трудолюбивый народ, обретший независимость в период социально-экономического и политического кризиса, не утратил своего единства и сплоченности даже в самые трудные и трудные времена. По словам главы нашего государства: «Наш народ, повидавший многое, продемонстрировал свою твердую волю и упорство, свой несравненный потенциал и за исторически короткий срок прошел путь большого развития».
В течение тридцати лет за короткий срок было реформировано строительство нового государства и общества, разработаны правовые основы управления и общественной жизни, укреплена политическая и экономическая самостоятельность. Работа, проделанная для этого развития, достигнутые результаты подводятся ежегодно в День Независимости, а достижения признаются. На мой взгляд, в этом году 30-летие нашей страны было встречено нашим народом с особой торжественностью и приподнятым настроением. Торжество, прошедшее в парке «Новый Узбекистан» и под величественным Монументом Независимости, произвело на всех неизгладимое впечатление.
Следует отметить, что демократические, справедливые и комплексные реформы, проведенные под руководством Президента за последние пять лет, отражают свои положительные результаты. Интересы народа были превыше всего, и принцип «народ должен служить народу, а не правительству» получает все большее распространение. Улучшение социальной среды в нашем обществе, искреннее служение благосостоянию населения определено главной задачей каждого государственного органа.
В частности, приоритетом государственной политики стало воспитание молодежи - строителей будущего, воспитание ее как гармонично развитого поколения и оснащение современными знаниями на основе рационального использования научно-технических достижений. На каждом совещании и совещании главы нашего государства в качестве основной повестки рассматривается вопрос защиты, поддержки и создания достойных условий для молодежи.
В День Независимости особое внимание уделялось вопросам образования и молодежи в праздничных выступлениях Президента, в основу которых легли благородные идеи «Давайте жить свободно и благополучно в новом Узбекистане». Молодежи было выражено высокое доверие и большие надежды.
Отметим, что молодежь, представители науки и образования начнут новый учебный год в канун Дня Независимости. Праздничное настроение, созданное этим праздником, способствует началу учебного процесса в духе оптимизма. Сегодня все образовательные учреждения имеют достаточные условия, чтобы встретить энтузиастов знаний, насладиться современным интеллектуальным светом.
За последние годы Президент открыл творческие специализированные школы, увеличил количество высших учебных заведений до 141, утроил квоты приема и увеличил охват выпускников с 9% до 28%. Эти возможности и условия радуют не только молодежь, представителей науки и образования, но и весь наш народ.
В заключение можно сказать, что взвешенная политика, проводимая главой нашего государства, возможности, созданные для молодежи, нацеленность на повышение роли науки и образования в обществе, стали одним из ключевых факторов построения благополучной жизни в Новом Узбекистане. Этот фокус поможет вырастить молодое поколение, которое будет инновационным, ответственным, предприимчивым, конкурентоспособным, патриотичным и преданным своему делу. Как сказал глава нашего государства: «Никто не может остановить духовно пробуждающееся общество, нацию, поставившую перед собой великие задачи и уверенно идущую вперед».
Одилжон Маматкаримов,
ректор Наманганского инженерно-технологического института,
доктор физико-математических наук, профессор,
Депутат областного Совета народных депутатов.
Неоспоримый факт, что в 21 веке успеха в развитии могут добиться только те страны, которые сделали приоритетным инвестирование в человеческий капитал, поскольку накопленные знания и информация стали теперь стратегическими ресурсами.
В Узбекистане развита государственная система устойчивого образования, которая состоит из дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров. Однако необходимо указать на особенность предлагаемой нашим государством модели, предполагающей перманентный процесс обучения, при котором человек имеет возможность длительное время получать знания и в дальнейшем совершенствовать их.
Что касается дошкольного образования, то система до сих пор не урегулирована с конституционно-правовой точки зрения. Вполне актуальным и своевременным является введение новой редакции Конституции с положениями о том, что государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания, а также общее среднее образование находится под контролем государства. Прежде всего, этот проект сформировался в процессе изучения международного опыта, конституций зарубежных стран, а также на основе предложений и инициатив наших соотечественников.
С 2017 года правительство ведет интенсивную работу по развитию дошкольного образования в Узбекистане. В связи с этим создано специализированное Министерство дошкольного образования и принята Концепция развития дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, что служит правовой основой для проведения реформ в этой сфере. При этом особое внимание государство должно уделить стимулированию привлечения частного капитала посредством государственно-частного партнерства в сфере, увеличению к 2030 году доли детей, охваченных дошкольным образованием, до 80,8%, а также увеличению охвата шести -дошкольной подготовки детей дошкольного возраста до 100% к концу 2024-2025 учебного года.
Следующим звеном в цепи непрерывного обучения является школьное образование, которое направлено на формирование базовых знаний при подготовке профессиональных кадров.
Конституционной основой дальнейшего совершенствования отрасли послужит новая редакция Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует бесплатное общее среднее и начальное профессиональное образование, а общее среднее образование является обязательным.
Следует отметить, что работа по коренным преобразованиям в школьной сфере Узбекистана ведется интенсивно. За последние шесть лет обновлена правовая база совершенствования системы народного образования, принята новая редакция Закона «Об образовании», Концепция развития народного образования в Республике Узбекистан до 2030 года и более 20 приняты нормативно-правовые акты Президента и правительства.
В «Год заботы о человеке и качественного образования» уже принят ряд важных мер, в том числе введение бесплатного питания для младших школьников во всех школах.
В соответствии с госпрограммой-2023 будет осуществляться поэтапное внедрение обучения учащихся двум иностранным языкам и одной профессии в одной из школ каждого района (города), образовательных программ, направленных на воспитание учащихся в духе человека. и национальных ценностей и патриотизма с 2023-2024 учебного года.
Следовательно, закрепление за государством статуса гаранта бесплатного общего среднего образования и начального профессионального образования подрастающего поколения, а также обязательного общего среднего образования послужит конституционной основой коренной реформы школьного образования.
Следующая поправка устанавливает право граждан на получение высшего образования в государственных образовательных учреждениях на конкурсной основе за счет государства. В свою очередь, высшие учебные заведения имеют право на академическую свободу, самоуправление, свободу исследования и преподавания в пределах, установленных законом. Предложенная в новой редакции Конституции формулировка четко и четко определяет роль государства в получении высшего образования на конкурсной основе.
За последние шесть лет в сфере высшего образования Узбекистана произошли значительные изменения. Например, были увеличены квоты приема, доведя общий охват до 28% (пять лет назад этот показатель был всего 9%). Увеличилось количество государственных грантов. Кроме того, второй год подряд девушкам из малообеспеченных семей выделяют две тысячи мест в вузах. Кроме того, у абитуриентов теперь есть возможность выбрать пять государственных университетов для зачисления, тестовые экзамены теперь проходят в шахматном порядке, а результаты объявляются оперативно. Кроме того, появилась возможность подать документы в вуз онлайн, а также сдать вступительные испытания в ташкентские вузы, находясь в регионе.
При этом можно рассматривать переход на гибридную форму обучения (очная, заочная, вечерняя и заочная формы обучения) и увеличение количества действующих в стране вузов, в том числе частных и филиалов зарубежных вузов. также важное новшество.
Осуществляя коренное реформирование системы высшего образования, Узбекистан преследует главную цель – стать конкурентоспособной страной, инвестирующей значительные средства в подготовку высококвалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Таким образом, спрос на высшее образование в Узбекистане растет с каждым годом.
В сфере образования инновации, происходящие в нашем обществе, должны занимать особое место. Инклюзивное образование является их частью.
В стране много молодых людей с определенными отклонениями, которые, несмотря ни на что, хотят учиться, работать и быть полезными для государства и общества.
Предлагается внести поправку в новую редакцию Конституции «Инклюзивное образование и воспитание детей с особыми образовательными потребностями должны быть обеспечены в общеобразовательных учреждениях».
Инклюзивное образование является новинкой для нашего общества, поэтому мы можем адаптировать его только на основе международного опыта. При этом в реализации модели социального государства необходимо не только выявить, но и создать условия для интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство нашей страны, формирования их как полноправных членов общества. .
К компонентам государственного непрерывного образования относятся также послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовка кадров. 6 сентября 2019 года принят Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования». 26 февраля 2021 года Постановлением Кабинета Министров утверждено Положение об организации процесса переподготовки и повышения квалификации управленческо-педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений.
Следует подчеркнуть, что роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике значительна и будет в дальнейшем возрастать. В связи с этим постоянное обновление профессиональных и личных навыков будет способствовать последовательному реформированию всех сфер жизни и деятельности.
Все вышеуказанные изменения в Конституцию в новой редакции должны придать новый импульс и динамичность системе устойчивого образования, а также обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность Узбекистана на мировой арене.
Ранохон Турсунова,
доцент УМЭД,
кафедра политологии,
Доктор исторических наук.
Одна из приоритетных стратегических задач Нового Узбекистана - совершенствование системы образования до такого уровня, который позволил бы ускорить устойчивое развитие страны с учетом современности.
Для реального видения будущего отечественной системы образования важно знать, каким образом самые передовые страны в данной сфере достигли высот?
В мире не существует двух одинаковых образовательных систем. В каждой стране могут различаться возраст начала обучения и его продолжительность, набор предметов и экзаменов, другие характеристики. К примеру, существует несколько государств, системы образования которых считаются одними из самых перспективных.
В Финляндии система образования известна своим высоким качеством и инновационным подходом. Здесь ставится акцент на индивидуализацию обучения, равенство доступа к образованию, активное участие студентов и качественную подготовку учителей.
Образование в Сингапуре считается одним из наиболее эффективных в мире. Основано на строгих академических стандартах, акцентирует внимание на науке, технологиях и инженерии, а также развивает критическое мышление и проблемное решение.
Система образования в Канаде известна высокой академической репутацией и широким выбором программ и специализаций. Предоставляет студентам гибкость выбора своего образовательного пути, акцентирует внимание на практическом обучении и развитии навыков работы в коллективе.
В Нидерландах образование отличается своим интегративным подходом и преобладанием активного обучения. Ставит ученика в центр образовательного процесса, поощряет самостоятельность, творчество и критическое мышление.
В Южной Корее система образования знаменита своими высокими стандартами и академической строгостью. Здесь особое внимание уделяется математике, науке и технологиям, а также подготовке студентов к соревновательной среде.
Существует несколько факторов, которые объясняют, почему многие из лучших университетов находятся именно в этих странах.
Эти страны имеют богатую историю инвестиций в образование как со стороны правительств, так и частных организаций и фондов. Благодаря им университеты получают финансовую поддержку для исследований, обновления оборудования и привлечения талантливых преподавателей и студентов.
Университеты в США и Великобритании обычно наследуют академическую свободу, которая позволяет ученым и студентам заниматься исследованиями и инновациями без ограничений. Это способствует развитию новых идей, технологий и научных открытий.
США и Великобритания активно привлекают студентов из разных стран. Это способствует разнообразию и культурному обмену в учебных заведениях, создавает стимул для высокого уровня образования.
Многие университеты в США устанавливают тесные связи с промышленными компаниями, что способствует взаимодействую в области исследований и разработок. Это позволяет студентам и преподавателям применять свои знания в практических проектах и способствует коммерциализации научных достижений.
В свою очередь выбор университета должен основываться на индивидуальных интересах, качестве программ, доступности и других факторах, которые важны для каждого студента. Некоторые страны также привлекают внимание своими инновационными подходами к образованию. Например, Эстония известна цифровыми и технологическими решениями в образовании, а Швеция - акцентом на творческом мышлении и самостоятельности студентов. Китай активно развивает систему высшего образования и стремится стать международным центром научных исследований.
Наш интерес к этим вузам обусловлен поиском главного ответа на вопрос: что мы можем перенять у этих стран в области образования в эпоху стремительного развития технологий?
Правительство Узбекистана проявляет огромный интерес к модернизации образовательной системы и реформам в этой области. Значительные усилия предпринимаются для улучшения качества образования, расширения доступа к нему и повышения роли инноваций и технологий в учебном процессе.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев не раз заявлял о необходимости реформирования системы образования и современных методов обучения. В рамках этой инициативы проводятся масштабные изменения, включающие пересмотр учебных программ, повышение квалификации педагогических кадров, внедрение современных технологий в учебный процесс и улучшение условий обучения.
Одной из основных целей реформирования данной сферы в Узбекистане является развитие критического мышления, творческого потенциала и практических навыков у студентов. Также акцент делается на преобразовании системы профессионального образования и подготовке специалистов, отвечающих потребностям современной экономики.
В рамках инициированных правительством реформ также ведется сотрудничество с международными партнерами и экспертами, чтобы получить передовые знания в области образования. Узбекистан стремится адаптировать опыт других стран под свои особенности.
Более того, с точки зрения значимости будущего образования можно выделить несколько важных аспектов.
Будущее образование должно быть ориентировано на развитие навыков, которые необходимы в современном информационном обществе: критическое мышление, проблемное решение, коммуникацию, сотрудничество, креативность, а также цифровая грамотность. Учащиеся и студенты должны быть готовы адаптироваться к изменяющимся условиям и непрерывному обучению.
В свете быстрого развития технологий и постоянных изменений в мире труда значимость непрерывного образования становится все более актуальной. Люди должны иметь возможность обновлять и расширять свои знания и навыки в течение всей карьеры.
Будущее образование должно готовить студентов к глобальным вызовам, с которыми мы сталкиваемся в мире: изменение климата, социальное и культурное неравенство.
Образование должно поощрять глобальное мышление, межкультурное понимание и развитие гражданской ответственности.
Будущее образование должно активно интегрировать инновации и технологии в учебный процесс: использование цифровых инструментов, онлайн-обучения, искусственного интеллекта, виртуальную и дополненную реальность и других современных методов обучения.
Это включает навыки управления временем, коммуникации, сотрудничества, решения проблем, лидерства, а также развитие эмоционального интеллекта.
Более того, будущее образования сегодня нельзя представить без искусственного интеллекта. Отметим некоторые из его потенциальных ролей и влияний.
Персонализированное обучение. ИИ может адаптировать образовательный процесс под потребности студентов. Он может анализировать данные, оценивать прогресс студентов и предлагать индивидуализированные материалы и задания. Это помогает учиться в собственном темпе и с учетом уникальных способностей.
Автоматизация и оптимизация. ИИ может автоматизировать рутинные задачи и процессы в образовательной среде, такие как проверка тестов, анализ данных, планирование расписания и управление учебными материалами. Это освобождает время преподавателей и администрации для более качественного взаимодействия с учащимися и разработки новых методов обучения.
Индивидуальная обратная связь и поддержка. ИИ может предоставлять студентам мгновенную обратную связь по их работе и помогать идентифицировать области, требующие дополнительного изучения.
ИИ также может предлагать дополнительные ресурсы и поддержку для учащихся, чтобы помочь им преодолеть трудности в обучении.
Развитие новых способов обучения. ИИ открывает возможности для разработки инновационных методов образования. Например, использование виртуальной и дополненной реальности для создания иммерсивных образовательных сред, разработку интеллектуальных тьюторов и роботов для обучения, а также использование адаптивных систем обучения.
Анализ данных и предсказательная аналитика. ИИ может анализировать большие объемы данных, собранных в образовательных учреждениях, и выявлять паттерны и тенденции. Это помогает преподавателям и администрации принимать более информированные решения и предсказывать потребности и успех студентов.
Другим очень важным фактором развития образования в будущем является цифровизация, которая включает использование цифровых технологий и инструментов в учебном процессе. При этом расширение доступа к образованию делает его более доступным для всех, независимо от географического местоположения или социального статуса.
Узбекистан, как и любое другое государство, может извлечь ценные уроки и передовой опыт ведущих стран в сфере образования. Приведем несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание.
Узбекистан может взять на вооружение опыт стран, активно развивающих STEM-образование (США, Япония и Южная Корея). Они стремятся применить в образовательных процессах достижения Big Data, искусственного интеллекта, машинного обучения, подготовить как можно больше высококвалифицированных кадров для здравоохранения, банковской сферы, промышленности, сельского хозяйства. Внедрение STEM-образования поможет стимулировать научно-технический прогресс, инновации и развитие высокотехнологичных отраслей.
Важно изучить опыт стран, которые регулярно обновляют свои учебные программы, чтобы отразить в них современные требования и тенденции. Примерами таких стран могут служить Финляндия и Канада, которые активно разрабатывают гибкие учебные планы, учитывающие изменения в обществе и рынке труда.
Узбекистан может обратить внимание на передовой опыт Финляндии, Сингапура и Швеции в данном направлении. Эти страны акцентируют внимание на непрерывном повышении квалификации преподавателей, предоставляют им доступ к новым методикам преподавания и поддерживают развитие их профессиональных навыков.
В свете быстрого развития информационных технологий Узбекистан может взять на вооружение передовой опыт стран, успешно внедряющих цифровые технологии в образовательный процесс. Сюда относится разработка электронных учебных материалов, внедрение онлайн-курсов и обучение учителей использованию технологий в классе.
Узбекистан может изучить модели высшего образования в странах, которые достигли высокого уровня в этой области. К примеру, США известны своим многообразием учебных программ, гибкостью и разнообразием институтов.
Наша страна уже изучает и перенимает модель государственно-частного партнерства в образовании, где университеты сотрудничают с частными компаниями для разработки программ, практик и исследований.
Подход к высшему образованию в Финляндии славится своим фокусом на качестве и равенстве. Узбекистан может изучить финский опыт в области педагогической подготовки преподавателей, сделать акцент на практическом обучении и создании сотрудничества между университетами и предприятиями.
В свою очередь Германия известна своей системой высшего образования, которая сочетает академическую теорию с практическим обучением. Узбекистан может изучить модель двойного образования, где студенты сочетают учебу в вузе с практикой в компаниях.
Шведская система высшего образования выделяется акцентом на самостоятельности студентов и сильными исследовательскими программами. Узбекистану будет полезен этот опыт в создании коллаборативной среды для учащихся и привлечении иностранных студентов.
Важно отметить, что Узбекистан уже перенимает и адаптирует передовой опыт других стран в своей системе высшего образования, учитывая свои уникальные потребности, культурные особенности и ресурсы. При этом наша страна имеет потенциальные возможности для коренного преобразования данной сферы.
Учитывая, что коренное улучшение системы образования является сложным процессом, требующим времени, ресурсов и усилий всех заинтересованных сторон, и несмотря на существующий потенциал, для успешной реализации реформ необходимы постоянное внимание и поддержка на различных уровнях правительства, образовательных институтов и общества в целом.
Музаффар Джалалов.
И.о. ректора Университета Инха в Ташкенте.