Обратитесь в консульство
телефон


Культура и Tуризм


...
Шедевры Узбекистана, покорившие мир

В последние шесть лет в Узбекистане часто используется слово «впервые». Страна меняется на глазах, особенно это ощущается в градостроительстве, художественной культуре, в отношении к историческому наследию. Узбекистан открылся миру, и мир тоже распахивает свои двери инициативам, исходящим из нашей страны, которые стали реализовываться в самых разных областях.

Лувр — один из крупнейших музеев планеты, который посещает около десяти миллионов туристов в год. Он является достопримечательностью не только Франции, но и всего мира, так как в нем представлено искусство самых разных стран, эпох и культур. В его коллекции шедевры, произведения гениальных мастеров, которыми гордится весь мир. Лувр — это символ культурного многообразия, высоких духовных и эстетических ценностей, полета творческого гения, как и признания широкой международной общественностью высокого уровня культурных достижений. Было время, когда и представить было невозможно, что в его залах будут экспонированы шедевры искусства Узбекистана. Можно было мечтать об этом времени. И оно пришло.

Триумфальными экспозиция­ми прошедшего года стали выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре и «Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота» в Институте арабского мира в Париже. Их организатором выступил Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Узбекистана совместно с кураторами Лувра, которые на протяжении четырех лет готовились к этому грандиозному событию. В подготовке участвовало огромное число людей: руководство страны и совета Фонда развития культуры и искусства, исследователи, археологи, кураторы, реставраторы, директора музеев. С 2017 года французскими и узбекскими специалистами было отреставрировано более 70 произведений искусства.

Состоявшиеся выставки не только демонстрация творческого гения художников и мастеров, на протяжении веков и тысячелетий творивших на территории Узбекистана. Они представили новый Узбекистан с его политикой, базирующейся на осмыслении гуманистических ценностей прошлого в определении стратегии будущего.

Язык искусства не требует перевода, он понятен всем. Выставки искусства Узбекистана в Париже представили разные исторические этапы в развитии художественной культуры Центральной Азии, отразив процессы формирования древних очагов цивилизации и культуры, особенности природного ландшафта, исторические перемены, этнокультурные связи, религиозные культы. С древности территория Узбекистана была ареалом пересечения культур Кавказа, Переднеазиатского региона, Китая, Сибири, Великой степи, что накладывало отпечаток на развитие искусства и выявляло общность с другими географическими ареалами. Главное — через уникальные экспонаты посетители имеют возможность ознакомиться с мировоззрением и художественной картиной мира, которые в своих работах передавали на протяжении многих веков и тысячелетий творцы, созидатели, представители разных этносов, жившие на нашей благодатной земле.

В Лувре представлено 138 уникальных предметов, охватывающих период с VI — V веков до нашей эры и до эпохи Темуридов. О каждом представленном экспонате можно говорить очень много. К примеру, уникальным произведением является браслет с подковообразной дужкой (II тысячелетие до н. э.), переходящей в рельефное изображение двух обращенных друг к другу пятнистых ядовитых змей. Он отличается особым художественным совершенством как в техническом исполнении с использованием инкрустации из дорогих камней, так и образным выражением. Браслет, скорее всего, выполнял роль оберега и был связан с женским божеством, идеей плодородия и бессмертия.

Античный период стал ярким и значительным этапом в истории художественной культуры Узбекистана, что нашло свое отражение в произведениях декоративно-прикладного искусства. Искусство этого периода синтезировало местные художественные традиции с античными, индо-буддийскими, степными. Это объяснялось религиозной толерантностью, лояльностью, которая в свою очередь была обусловлена меняющейся политической ситуацией, вхождением исторических областей Узбекистана в состав разных государственных образований. В этот период искусство Узбекистана поднялось на невероятно высокий художественный уровень, многие его уникальные образцы вошли в мировую сокровищницу.

К примеру, коллекция Дальверзинского клада, найденного в 1972 году, датирующаяся I веком нашей эры, дает представление о художественной культуре Кушанской Бактрии. Клад состоит из 115 золотых предметов, в составе которых есть ожерелье, украшенное драгоценными камнями (бирюзой, альмандином), пектораль (нагрудное украшение) с геммой-инталией, где изображена голова Геракла, браслеты с утолщенными концами, серьги с тонкой проволокой, бляха (металлическая пластинка с выдавленной надписью) с извивающимся ушастым зверем, длинные прямоугольные слитки с надписями кхароштхи (разновидность древнего индийского письма), много дисковых слитков овальной и неправильной формы. На выставке выставлены 34 предмета из Дальверзинского клада. Их отличает высокий уровень технологического и художественного мастерства. Особое внимание на выставке было уделено памятникам буддий­ского искусства. Экспонаты дают возможность погрузиться в атмосферу культуры Согда, Бактрии, Хорезма.

К примеру, уникально искусство раннесредневекового Сог­да, который начиная с IV века выделялся уровнем своего хозяйственного и культурного развития. С установлением власти Тюркского каганата заметно активизировались дипломатические, торговые, культурные взаимосвязи согдийцев и тюрков. Так, например, еще в начале IV века в Дуньхуане, неподалеку от Великой Китайской стены, обосновалась колония самаркандских купцов. В VII — VIII веках в Восточном Туркестане была известна уже целая сеть согдийских поселений. В искусстве появился такой феномен, как «тюрко-согдийский симбиоз». Согдийское искусство данного периода на выставке представлено разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Использованы спецэффекты, которые погружают зрителя в историческую атмосферу.

Особое место на выставке занимают произведения исламского искусства. В IХ — ХII веках на территории Узбекистана до монгольского нашествия происходит интенсивное развитие нового стиля искусства. Как было отмечено исследователями, в социально-политической и культурной областях данный период характеризуется усилением тюркских элементов в составе местного населения, так как власть по всей Средней Азии переходит в руки тюрк­ских династий.

Темуридская эпоха, произведения которой также представлены на выставке, породила своеобразный синтетический стиль, вобравший в себя наилучшие достижения своей эпохи. Известно, что в Самарканде сосредоточились лучшие мастера из Ургенча, Тебриза, Исфахана, Шираза, Багдада, Индии, Алеппо, Дамаска. После Амира Темура правление его внука Улугбека оказалось также благотворным для развития науки, культуры, искусства. Даже после смерти Амира Темура, когда многие ремесленники разъехались по своим странам, их творческие поиски были переняты местными мастерами и продолжены в соо­ружениях, произведениях искусства.

Продолжением открытия уникального наследия Узбекистана стала выставка «Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота» в Институте арабского мира. На ней представлены экспонаты традиционных художественных ремесел XIX — середины XX веков, а также картины туркестанского авангарда из коллекции государственных музеев Узбекистана. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана этого периода отличается многообразием видов, охватывающих все стороны быта. Для него характерно разнообразие используемых материалов, разработанность технических приемов и способов их обработки и оформления изделий. Высокое мастерство основывалось на многовековых достижениях и традициях, бережном отношении к наследию.

К примеру, золотое шитье — один из видов ремесла Узбекистана в отличие от других, не имевших широкого распространения в данный период, было сосредоточено в столицах ханств — в основном в Бухаре, в придворных мастерских эмира, а также у кокандского хана и в Самарканде. Золотошвейные изделия изготовляли в основном для эмира и его знати. Эмир украшал себя от чалмы и кулоха до галош — образная гиперболизация придворного стиля феодального общества. Мастерами-золотошвеями были исключительно мужчины.

В изделиях золотого шитья преобладали растительные, зооморфные, орнитоморфные и астральные мотивы, издавна связанные с плодородием земли, плодовитостью домашних животных, а также олицетво­ряющие защитные силы, предназначенные охранять человека от всяких напастей.

Своеобразие одежды с древности определялось природно-климатическими и бытовыми, возрастными и социальными условиями и критериями. В ХVIII — XIX веках шили восходящие к древности туникообразные широкие мужские рубахи «яхтак», женские рубахи «куйлак», «курта» из шелковых, полушелковых и хлопчатобумажных тканей.

Достойно было представлено и каракалпакское декоративно-прикладное искусство, отличающееся необыкновенным своеобразием. «Широта и непосредственность художественного мышления, разнообразие декоративных форм орнаментальных мотивов и технических приемов — все это в сочетании с тонкостью цветовых и композиционных решений покоряет зрителя удивительной теплотой и гармонией», — писал известный собиратель и исследователь каракалпакского прикладного искусства И. Савицкий. Имеющее многовековую историю и самобытный характер народное прикладное искусство каракалпаков по-настоящему стало изучаться только в ХХ веке, появились специальные исследования, была собрана Каракалпакским государственным музеем искусств (Нукус) богатейшая коллекция образцов каракалпакского прикладного искусства, в чем велика заслуга горячего энтузиаста своего дела — художника и искусствоведа И. Савицкого.

На выставке также был представлен туркестанский авангард из музея имени И. Савицкого, картины ведущих художников Узбекистана. Изобразительное искусство также продемонстрировало не менее уникальную школу. В художественном мире есть европейский авангард, русский авангард, грузинский, в этом ряду туркестанский авангард занимает особое место. В произведениях среднеазиатского авангарда нет бунтарского духа, протеста. Своеобразность туркестанского авангарда заключалась в том, что он генерировал опыт, достижения русского авангарда (а тот в свою очередь — опыт европейского) с художественным опытом традиционной культуры Среднего Востока. Выставки в Париже не только продемонстрировали богатую и уникальную культуру Узбекистана, но и стали посланием миру о нашей стране, о реформах, которые у нас происходят. Они адресованы посетителям, неся смысловое содержание: «Добро пожаловать в новый Узбекистан!».

 

Камола Акилова,

доктор искусствоведения, профессор,

директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ).

...
Туризм Нового Узбекистана становится визитной карточкой страны

В век глобализации, несмотря на развитие виртуальных туров, интерес людей к путешествиям и знакомству с достопримечательностями разных стран растет с каждым годом. Это, безусловно, связано и с увеличением количества туристических направлений и компаний, предоставляющих услуги любителям путешествий. Благодаря этому туризм стал одной из самых прибыльных отраслей национальных экономик многих стран. По данным Всемирной туристской организации, доход только от туризма составляет 2,5-3 трлн долларов в год.

Среди любителей путешествий немало тех, кто предпочитает традиционный туризм. Хотя туры становятся более удобными, увеличивается и число поклонников нетрадиционного туризма. Так, в последние годы получают развитие эко-, агро-, археологический, этнографический, религиозный, экстремальный и другие виды туризма.

Данная сфера - источник доходов как государства, так и действующих в ней компаний, создания рабочих мест. Она стала одним из значимых направлений проводимых в нашей стране реформ. Акцент делается на имеющиеся возможности: мы в полной мере можем знакомить гостей как с красотой древних исторических городов и традиционной культурой, так и с преобразованиями последних лет, обусловившими современный облик Узбекистана.

Под председательством Президента 19 сентября состоялось видеоселекторное совещание, посвященное мерам по дальнейшему увеличению потенциала внутреннего и въездного туризма. Отмечено: диверсификация - залог стабильности экономики. Поэтому в нашей стране проводится масштабная работа по структурному преобразованию экономики. В частности, одним из драйверов определена туристическая индустрия, для развития которой создаются необходимые условия.

- Туризм означает инвестиции, экспорт, новые рабочие места и сокращение бедности. Поэтому необходимо в каждом регионе уделить серьезное внимание данному направлению и привлечь больше туристов, - сказал Президент Шавкат Мирзиёев.

 

Каждый объект уникален

В рамках исторического саммита Шанхайской организации сотрудничества, прошедшего в Самарканде 15-16 сентября этого года, подписано Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в сфере туризма, которое открывает путь развитию новых туристских направлений.

Одно из них - экотуризм, который все больше привлекает ценителей этого вида активного отдыха. Проведение досуга в спокойных местах вдали от городского шума послужило созданию новых туристских зон. Развитие экотуризма в свою очередь предусматривает комплексную поддержку системы охраны окружающей среды, сохранение биоразнообразия и уникальных природных территорий, поддержание доходов местного населения и является перспективным рынком для инвестиционных проектов. Предпринимателям, работающим в сфере туризма, предоставляется широкий спектр возможностей и льгот.

По имеющимся данным, доход от экотуризма на туристическом рынке составляет 10-18 процентов. В частности, экологический туризм играет значительную роль в экономике Кении, Коста-Рики, Ближнего Востока, некоторых арабских государств и стран европейского континента.

Узбекистан привлекает туристов разнообразием природы: прекрасными видами гор, своеобразным ландшафтом Кызылкумов, красивыми водоемами, чистым воздухом и не только. Так, Самаркандская, Кашкадарьинская, Джизакская, Сурхандарьинская, Ферганская и Ташкентская области превращаются в центры экотуризма благодаря горным ландшафтам, пещерам, водопадам, родникам, озерам и ледникам.

В Ташкентской области много зон отдыха, памятников культуры и святынь. Бостанлыкский район известен туристской зоной «Чарвак» и одноименным водохранилищем, Угам-Чаткальским национальным парком. Паркентский район славится красивой природой, множеством святынь, неповторимой национальной кухней и зонами агротуризма, Зангиатинский район - историческими памятниками.

22 сентября текущего года на внеочередной сессии Ташкентского областного Кенгаша народных депутатов, состоявшейся в городе Нурафшоне, глава нашего государства особо отметил туристский потенциал этого региона. Подчеркнуто: 80 процентов туристов направляются в основном в Бостанлыкский район, хотя есть возможность создать кластеры туризма в горных местностях Паркента, Ангрена и Ахангарана.

Чтобы увеличить поток любителей активного отдыха, принимаются меры по организации туристской базы региона в соответствии с мировыми стандартами. В частности, в 2020-2022 годах завершено строительство 266 объектов общей стоимостью 17,8 трлн сумов. А в первом полугодии 2022-го года запущено 54 проекта. Увеличивается число туристов, посещающих регион. За последние пять лет сюда прибыли 12 миллионов 578 тысяч человек. Из них 11 998 000 - местные туристы, 580 000 - иностранные. При этом средний доход населения от отрасли составил 968 млрд сумов.

Растет и количество отелей, хостелов и гостевых домов. Сегодня в столичной области 904 таких объекта, из них 720 семейных гостевых домов. Они могут принять одновременно 21 244 туриста. Примечательно, что в первом полугодии этого года в сфере туризма и смежных отраслях создано 12 772 рабочих места.

 

Путешествия становятся жизненной потребностью

В чем преимущества экотуризма? Он не всегда требует гостиниц, предоставляющих качественные услуги, так как традиционный отдых и бытовой комфорт отходят на второй план. Главное для туриста - увидеть красоту природы. Для этого достаточно поставить палатки и разбить кемпинги.

При этом требуются специалисты - экологи для групп, сотрудники, обеспечивающие безопасность. Деятельность туристских агентств должна осуществляться на основе требований законодательства по охране природы.

Экотуризм - это и здоровый образ жизни, в который часто включены спортивные и оздоровительные процедуры, обычно предлагаемые туроператорами. Так, для тех, кто живет в горной местности или в курортных гостиницах, в качестве дополнительных услуг организуются экскурсии в заповедные зоны, однодневные поездки в горы или на озера.

Практически все регионы нашей страны могут стать центрами массового экотуризма. Преимущество в том, что можно организовывать поездки практически круглый год. Весной особенно прекрасны пустыни и степи, а летом туристам интересен отдых в горных районах.

Национальные парки нашей страны, Приаралье со сложной экологической обстановкой, а также специализированные учреждения также используются в сфере экотуризма. В частности, в Республике Каракалпакстан есть возможности для его развития. Иностранные туристы хотят увидеть высохшее дно Аральского моря и «кладбище кораблей».

Организовать массовые и постоянные туры в Аральское море не так просто, но определенную часть доходов от этого туризма можно направить на повышение уровня жизни в регионе и установку для местных устройств по очистке питьевой воды.

 Чтобы привлечь больше гостей в нашу страну, в первую очередь необходимо создать условия для качественного сервиса, обеспечить удобными транспортными средствами и, конечно же, продвигать экотуристский потенциал Узбекистана в мировом масштабе. Экологическая экспертиза всех проектов, связанных со строительством домов отдыха, гостиниц, туристских баз, дорог, инженерных сетей, также считается важным фактором развития отрасли.

 

Ислом Хушвактов,

Член Комитета Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам экологии

и охраны окружающей среды.

 

“Правда Востока”

от 12.10.2022

...
Ташкент – Современный мегаполис

Ташкент – это столица Узбекистана и по совместительству самый крупный город в Центральной Азии.
На протяжении многих лет Ташкент является важнейшим деловым и культурным центром страны, привлекающим туристов и бизнесменов с различных стран мира.

Топовые достопримечательности

Ташкент обладает достаточно крупным списком достопримечательностей, на посещение которых понадобится несколько дней.

✔️ Широкие проспекты, зеленые алеи, фонтаны и экопарки для неспешных прогулок;

✔️ Уникальные артефакты об истории и культуре народов Центральной Азии в многочисленных музеях города;

✔️ Величественные архитектурные ансамбли, мечети и минареты;

✔️ Театры и галереи на любой вкус.

Здесь каждый может сформировать свой собственный маршрут по самым топовым достопримечательностям города!

...
Научно-практическая конференция по охране нематериального культурного наследия

1 апреля 2021 года состоялась онлайн научно-практическая конференция «Нематериальное культурное наследие – богатое прошлое и счастливое будущее нашего народа». Модератором выступил начальник Самаркандского областного управления культуры Ходжакул Мухаммадиев. В мероприятии приняли участие специалисты, ученые и практики.





Мы рекомендуем


...
Шедевры Узбекистана, покорившие мир

В последние шесть лет в Узбекистане часто используется слово «впервые». Страна меняется на глазах, особенно это ощущается в градостроительстве, художественной культуре, в отношении к историческому наследию. Узбекистан открылся миру, и мир тоже распахивает свои двери инициативам, исходящим из нашей страны, которые стали реализовываться в самых разных областях.

Лувр — один из крупнейших музеев планеты, который посещает около десяти миллионов туристов в год. Он является достопримечательностью не только Франции, но и всего мира, так как в нем представлено искусство самых разных стран, эпох и культур. В его коллекции шедевры, произведения гениальных мастеров, которыми гордится весь мир. Лувр — это символ культурного многообразия, высоких духовных и эстетических ценностей, полета творческого гения, как и признания широкой международной общественностью высокого уровня культурных достижений. Было время, когда и представить было невозможно, что в его залах будут экспонированы шедевры искусства Узбекистана. Можно было мечтать об этом времени. И оно пришло.

Триумфальными экспозиция­ми прошедшего года стали выставки «Сокровища оазисов Узбекистана. На пересечении караванных путей» в Лувре и «Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота» в Институте арабского мира в Париже. Их организатором выступил Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Узбекистана совместно с кураторами Лувра, которые на протяжении четырех лет готовились к этому грандиозному событию. В подготовке участвовало огромное число людей: руководство страны и совета Фонда развития культуры и искусства, исследователи, археологи, кураторы, реставраторы, директора музеев. С 2017 года французскими и узбекскими специалистами было отреставрировано более 70 произведений искусства.

Состоявшиеся выставки не только демонстрация творческого гения художников и мастеров, на протяжении веков и тысячелетий творивших на территории Узбекистана. Они представили новый Узбекистан с его политикой, базирующейся на осмыслении гуманистических ценностей прошлого в определении стратегии будущего.

Язык искусства не требует перевода, он понятен всем. Выставки искусства Узбекистана в Париже представили разные исторические этапы в развитии художественной культуры Центральной Азии, отразив процессы формирования древних очагов цивилизации и культуры, особенности природного ландшафта, исторические перемены, этнокультурные связи, религиозные культы. С древности территория Узбекистана была ареалом пересечения культур Кавказа, Переднеазиатского региона, Китая, Сибири, Великой степи, что накладывало отпечаток на развитие искусства и выявляло общность с другими географическими ареалами. Главное — через уникальные экспонаты посетители имеют возможность ознакомиться с мировоззрением и художественной картиной мира, которые в своих работах передавали на протяжении многих веков и тысячелетий творцы, созидатели, представители разных этносов, жившие на нашей благодатной земле.

В Лувре представлено 138 уникальных предметов, охватывающих период с VI — V веков до нашей эры и до эпохи Темуридов. О каждом представленном экспонате можно говорить очень много. К примеру, уникальным произведением является браслет с подковообразной дужкой (II тысячелетие до н. э.), переходящей в рельефное изображение двух обращенных друг к другу пятнистых ядовитых змей. Он отличается особым художественным совершенством как в техническом исполнении с использованием инкрустации из дорогих камней, так и образным выражением. Браслет, скорее всего, выполнял роль оберега и был связан с женским божеством, идеей плодородия и бессмертия.

Античный период стал ярким и значительным этапом в истории художественной культуры Узбекистана, что нашло свое отражение в произведениях декоративно-прикладного искусства. Искусство этого периода синтезировало местные художественные традиции с античными, индо-буддийскими, степными. Это объяснялось религиозной толерантностью, лояльностью, которая в свою очередь была обусловлена меняющейся политической ситуацией, вхождением исторических областей Узбекистана в состав разных государственных образований. В этот период искусство Узбекистана поднялось на невероятно высокий художественный уровень, многие его уникальные образцы вошли в мировую сокровищницу.

К примеру, коллекция Дальверзинского клада, найденного в 1972 году, датирующаяся I веком нашей эры, дает представление о художественной культуре Кушанской Бактрии. Клад состоит из 115 золотых предметов, в составе которых есть ожерелье, украшенное драгоценными камнями (бирюзой, альмандином), пектораль (нагрудное украшение) с геммой-инталией, где изображена голова Геракла, браслеты с утолщенными концами, серьги с тонкой проволокой, бляха (металлическая пластинка с выдавленной надписью) с извивающимся ушастым зверем, длинные прямоугольные слитки с надписями кхароштхи (разновидность древнего индийского письма), много дисковых слитков овальной и неправильной формы. На выставке выставлены 34 предмета из Дальверзинского клада. Их отличает высокий уровень технологического и художественного мастерства. Особое внимание на выставке было уделено памятникам буддий­ского искусства. Экспонаты дают возможность погрузиться в атмосферу культуры Согда, Бактрии, Хорезма.

К примеру, уникально искусство раннесредневекового Сог­да, который начиная с IV века выделялся уровнем своего хозяйственного и культурного развития. С установлением власти Тюркского каганата заметно активизировались дипломатические, торговые, культурные взаимосвязи согдийцев и тюрков. Так, например, еще в начале IV века в Дуньхуане, неподалеку от Великой Китайской стены, обосновалась колония самаркандских купцов. В VII — VIII веках в Восточном Туркестане была известна уже целая сеть согдийских поселений. В искусстве появился такой феномен, как «тюрко-согдийский симбиоз». Согдийское искусство данного периода на выставке представлено разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Использованы спецэффекты, которые погружают зрителя в историческую атмосферу.

Особое место на выставке занимают произведения исламского искусства. В IХ — ХII веках на территории Узбекистана до монгольского нашествия происходит интенсивное развитие нового стиля искусства. Как было отмечено исследователями, в социально-политической и культурной областях данный период характеризуется усилением тюркских элементов в составе местного населения, так как власть по всей Средней Азии переходит в руки тюрк­ских династий.

Темуридская эпоха, произведения которой также представлены на выставке, породила своеобразный синтетический стиль, вобравший в себя наилучшие достижения своей эпохи. Известно, что в Самарканде сосредоточились лучшие мастера из Ургенча, Тебриза, Исфахана, Шираза, Багдада, Индии, Алеппо, Дамаска. После Амира Темура правление его внука Улугбека оказалось также благотворным для развития науки, культуры, искусства. Даже после смерти Амира Темура, когда многие ремесленники разъехались по своим странам, их творческие поиски были переняты местными мастерами и продолжены в соо­ружениях, произведениях искусства.

Продолжением открытия уникального наследия Узбекистана стала выставка «Дорога в Самарканд. Чудеса шелка и золота» в Институте арабского мира. На ней представлены экспонаты традиционных художественных ремесел XIX — середины XX веков, а также картины туркестанского авангарда из коллекции государственных музеев Узбекистана. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана этого периода отличается многообразием видов, охватывающих все стороны быта. Для него характерно разнообразие используемых материалов, разработанность технических приемов и способов их обработки и оформления изделий. Высокое мастерство основывалось на многовековых достижениях и традициях, бережном отношении к наследию.

К примеру, золотое шитье — один из видов ремесла Узбекистана в отличие от других, не имевших широкого распространения в данный период, было сосредоточено в столицах ханств — в основном в Бухаре, в придворных мастерских эмира, а также у кокандского хана и в Самарканде. Золотошвейные изделия изготовляли в основном для эмира и его знати. Эмир украшал себя от чалмы и кулоха до галош — образная гиперболизация придворного стиля феодального общества. Мастерами-золотошвеями были исключительно мужчины.

В изделиях золотого шитья преобладали растительные, зооморфные, орнитоморфные и астральные мотивы, издавна связанные с плодородием земли, плодовитостью домашних животных, а также олицетво­ряющие защитные силы, предназначенные охранять человека от всяких напастей.

Своеобразие одежды с древности определялось природно-климатическими и бытовыми, возрастными и социальными условиями и критериями. В ХVIII — XIX веках шили восходящие к древности туникообразные широкие мужские рубахи «яхтак», женские рубахи «куйлак», «курта» из шелковых, полушелковых и хлопчатобумажных тканей.

Достойно было представлено и каракалпакское декоративно-прикладное искусство, отличающееся необыкновенным своеобразием. «Широта и непосредственность художественного мышления, разнообразие декоративных форм орнаментальных мотивов и технических приемов — все это в сочетании с тонкостью цветовых и композиционных решений покоряет зрителя удивительной теплотой и гармонией», — писал известный собиратель и исследователь каракалпакского прикладного искусства И. Савицкий. Имеющее многовековую историю и самобытный характер народное прикладное искусство каракалпаков по-настоящему стало изучаться только в ХХ веке, появились специальные исследования, была собрана Каракалпакским государственным музеем искусств (Нукус) богатейшая коллекция образцов каракалпакского прикладного искусства, в чем велика заслуга горячего энтузиаста своего дела — художника и искусствоведа И. Савицкого.

На выставке также был представлен туркестанский авангард из музея имени И. Савицкого, картины ведущих художников Узбекистана. Изобразительное искусство также продемонстрировало не менее уникальную школу. В художественном мире есть европейский авангард, русский авангард, грузинский, в этом ряду туркестанский авангард занимает особое место. В произведениях среднеазиатского авангарда нет бунтарского духа, протеста. Своеобразность туркестанского авангарда заключалась в том, что он генерировал опыт, достижения русского авангарда (а тот в свою очередь — опыт европейского) с художественным опытом традиционной культуры Среднего Востока. Выставки в Париже не только продемонстрировали богатую и уникальную культуру Узбекистана, но и стали посланием миру о нашей стране, о реформах, которые у нас происходят. Они адресованы посетителям, неся смысловое содержание: «Добро пожаловать в новый Узбекистан!».

 

Камола Акилова,

доктор искусствоведения, профессор,

директор Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ).

...
Туризм Нового Узбекистана становится визитной карточкой страны

В век глобализации, несмотря на развитие виртуальных туров, интерес людей к путешествиям и знакомству с достопримечательностями разных стран растет с каждым годом. Это, безусловно, связано и с увеличением количества туристических направлений и компаний, предоставляющих услуги любителям путешествий. Благодаря этому туризм стал одной из самых прибыльных отраслей национальных экономик многих стран. По данным Всемирной туристской организации, доход только от туризма составляет 2,5-3 трлн долларов в год.

Среди любителей путешествий немало тех, кто предпочитает традиционный туризм. Хотя туры становятся более удобными, увеличивается и число поклонников нетрадиционного туризма. Так, в последние годы получают развитие эко-, агро-, археологический, этнографический, религиозный, экстремальный и другие виды туризма.

Данная сфера - источник доходов как государства, так и действующих в ней компаний, создания рабочих мест. Она стала одним из значимых направлений проводимых в нашей стране реформ. Акцент делается на имеющиеся возможности: мы в полной мере можем знакомить гостей как с красотой древних исторических городов и традиционной культурой, так и с преобразованиями последних лет, обусловившими современный облик Узбекистана.

Под председательством Президента 19 сентября состоялось видеоселекторное совещание, посвященное мерам по дальнейшему увеличению потенциала внутреннего и въездного туризма. Отмечено: диверсификация - залог стабильности экономики. Поэтому в нашей стране проводится масштабная работа по структурному преобразованию экономики. В частности, одним из драйверов определена туристическая индустрия, для развития которой создаются необходимые условия.

- Туризм означает инвестиции, экспорт, новые рабочие места и сокращение бедности. Поэтому необходимо в каждом регионе уделить серьезное внимание данному направлению и привлечь больше туристов, - сказал Президент Шавкат Мирзиёев.

 

Каждый объект уникален

В рамках исторического саммита Шанхайской организации сотрудничества, прошедшего в Самарканде 15-16 сентября этого года, подписано Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в сфере туризма, которое открывает путь развитию новых туристских направлений.

Одно из них - экотуризм, который все больше привлекает ценителей этого вида активного отдыха. Проведение досуга в спокойных местах вдали от городского шума послужило созданию новых туристских зон. Развитие экотуризма в свою очередь предусматривает комплексную поддержку системы охраны окружающей среды, сохранение биоразнообразия и уникальных природных территорий, поддержание доходов местного населения и является перспективным рынком для инвестиционных проектов. Предпринимателям, работающим в сфере туризма, предоставляется широкий спектр возможностей и льгот.

По имеющимся данным, доход от экотуризма на туристическом рынке составляет 10-18 процентов. В частности, экологический туризм играет значительную роль в экономике Кении, Коста-Рики, Ближнего Востока, некоторых арабских государств и стран европейского континента.

Узбекистан привлекает туристов разнообразием природы: прекрасными видами гор, своеобразным ландшафтом Кызылкумов, красивыми водоемами, чистым воздухом и не только. Так, Самаркандская, Кашкадарьинская, Джизакская, Сурхандарьинская, Ферганская и Ташкентская области превращаются в центры экотуризма благодаря горным ландшафтам, пещерам, водопадам, родникам, озерам и ледникам.

В Ташкентской области много зон отдыха, памятников культуры и святынь. Бостанлыкский район известен туристской зоной «Чарвак» и одноименным водохранилищем, Угам-Чаткальским национальным парком. Паркентский район славится красивой природой, множеством святынь, неповторимой национальной кухней и зонами агротуризма, Зангиатинский район - историческими памятниками.

22 сентября текущего года на внеочередной сессии Ташкентского областного Кенгаша народных депутатов, состоявшейся в городе Нурафшоне, глава нашего государства особо отметил туристский потенциал этого региона. Подчеркнуто: 80 процентов туристов направляются в основном в Бостанлыкский район, хотя есть возможность создать кластеры туризма в горных местностях Паркента, Ангрена и Ахангарана.

Чтобы увеличить поток любителей активного отдыха, принимаются меры по организации туристской базы региона в соответствии с мировыми стандартами. В частности, в 2020-2022 годах завершено строительство 266 объектов общей стоимостью 17,8 трлн сумов. А в первом полугодии 2022-го года запущено 54 проекта. Увеличивается число туристов, посещающих регион. За последние пять лет сюда прибыли 12 миллионов 578 тысяч человек. Из них 11 998 000 - местные туристы, 580 000 - иностранные. При этом средний доход населения от отрасли составил 968 млрд сумов.

Растет и количество отелей, хостелов и гостевых домов. Сегодня в столичной области 904 таких объекта, из них 720 семейных гостевых домов. Они могут принять одновременно 21 244 туриста. Примечательно, что в первом полугодии этого года в сфере туризма и смежных отраслях создано 12 772 рабочих места.

 

Путешествия становятся жизненной потребностью

В чем преимущества экотуризма? Он не всегда требует гостиниц, предоставляющих качественные услуги, так как традиционный отдых и бытовой комфорт отходят на второй план. Главное для туриста - увидеть красоту природы. Для этого достаточно поставить палатки и разбить кемпинги.

При этом требуются специалисты - экологи для групп, сотрудники, обеспечивающие безопасность. Деятельность туристских агентств должна осуществляться на основе требований законодательства по охране природы.

Экотуризм - это и здоровый образ жизни, в который часто включены спортивные и оздоровительные процедуры, обычно предлагаемые туроператорами. Так, для тех, кто живет в горной местности или в курортных гостиницах, в качестве дополнительных услуг организуются экскурсии в заповедные зоны, однодневные поездки в горы или на озера.

Практически все регионы нашей страны могут стать центрами массового экотуризма. Преимущество в том, что можно организовывать поездки практически круглый год. Весной особенно прекрасны пустыни и степи, а летом туристам интересен отдых в горных районах.

Национальные парки нашей страны, Приаралье со сложной экологической обстановкой, а также специализированные учреждения также используются в сфере экотуризма. В частности, в Республике Каракалпакстан есть возможности для его развития. Иностранные туристы хотят увидеть высохшее дно Аральского моря и «кладбище кораблей».

Организовать массовые и постоянные туры в Аральское море не так просто, но определенную часть доходов от этого туризма можно направить на повышение уровня жизни в регионе и установку для местных устройств по очистке питьевой воды.

 Чтобы привлечь больше гостей в нашу страну, в первую очередь необходимо создать условия для качественного сервиса, обеспечить удобными транспортными средствами и, конечно же, продвигать экотуристский потенциал Узбекистана в мировом масштабе. Экологическая экспертиза всех проектов, связанных со строительством домов отдыха, гостиниц, туристских баз, дорог, инженерных сетей, также считается важным фактором развития отрасли.

 

Ислом Хушвактов,

Член Комитета Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам экологии

и охраны окружающей среды.

 

“Правда Востока”

от 12.10.2022

...
Ташкент – Современный мегаполис

Ташкент – это столица Узбекистана и по совместительству самый крупный город в Центральной Азии.
На протяжении многих лет Ташкент является важнейшим деловым и культурным центром страны, привлекающим туристов и бизнесменов с различных стран мира.

Топовые достопримечательности

Ташкент обладает достаточно крупным списком достопримечательностей, на посещение которых понадобится несколько дней.

✔️ Широкие проспекты, зеленые алеи, фонтаны и экопарки для неспешных прогулок;

✔️ Уникальные артефакты об истории и культуре народов Центральной Азии в многочисленных музеях города;

✔️ Величественные архитектурные ансамбли, мечети и минареты;

✔️ Театры и галереи на любой вкус.

Здесь каждый может сформировать свой собственный маршрут по самым топовым достопримечательностям города!

...
Научно-практическая конференция по охране нематериального культурного наследия

1 апреля 2021 года состоялась онлайн научно-практическая конференция «Нематериальное культурное наследие – богатое прошлое и счастливое будущее нашего народа». Модератором выступил начальник Самаркандского областного управления культуры Ходжакул Мухаммадиев. В мероприятии приняли участие специалисты, ученые и практики.