Дорогие соотечественники!
Уважаемые дехкане и фермеры, работники и ветераны сферы!
Сегодня, когда в аграрном секторе завершается трудовой сезон и подводятся итоги проделанной работы, искренне, от всего сердца поздравляю вас и в вашем лице весь наш народ с замечательным праздником – Днем работников сельского хозяйства.
В этот профессиональный праздник выражаю самые добрые пожелания прежде всего нашим умелым дехканам, всем работникам отрасли, которые честным и самоотверженным трудом вырастили богатый урожай, обеспечили достаток и изобилие в стране.
Даже в самых сложных условиях вы остаетесь преданными своему делу и долгу, проявляете лучшие качества, трудясь на благо страны и народа, и это достойно высокого признания.
В настоящее время, когда во всем мире усиливаются климатические изменения, усугубляются различные проблемы, связанные с водными и земельными ресурсами, сельское хозяйство Узбекистана блгодаря вашей стойкости и отваге, большому профессиональному мастерству добивается весомых результатов, обеспечивая изобилие и доступные цены на наших рынках и в магазинах.
Дорогие друзья!
В последние годы в нашей стране в аграрном секторе, как и во всех других сферах и отраслях, осуществляются коренные реформы, приоритетной задачей которых являются защита чести, достоинства и интересов человека.
Следует отметить, что была внедрена новая система выращивания и закупки зерновых колосовых, пополняются зерном закрома дехкан, растет достаток в их домах, в целях финансовой поддержки сельского хозяйства выделены льготные кредиты по линии международных финансовых институтов, расходы по выращиванию продукции, орошению, закупке семян и саженцев покрываются за счет субсидий.
Отменен бойкот в отношении узбекского хлопка, крупные текстильные бренды возвращаются на хлопковый рынок нашей страны.
В этом году в целях развития дехканских хозяйств на 100 тысяч гектаров сокращены площади под хлопчатник и зерновые культуры, высвободившиеся земли распределены среди населения посредством открытого электронного аукциона. Особенно важно, что благодаря этому создано более 420 тысяч новых хозяйств, свыше 1 миллиона 200 тысяч постоянных и сезонных рабочих мест.
Растущий дефицит продовольствия в мире, усиливающийся процесс опустынивания в нашем регионе ставят актуальные задачи и перед работниками сельского хозяйства.
В целях устойчивого развития сферы и обеспечения продовольственной безопасности мы последовательно продолжим начатые нами реформы в аграрном секторе. В частности, будут реализованы крупные проекты по улучшению водоснабжения и модернизации инфраструктуры сельского хозяйства.
Мы усилим меры по широкому внедрению рыночных принципов в хлопководство и зерноводство, выращиванию продукции на научной основе, повышению заинтересованности фермеров и дехкан. Наряду с этим расширятся производство адаптированной к местным условиям и доступной по цене сельхозтехники, ее поставка фермерам и дехканам на льготных условиях, выделение им субсидий и дополнительного финансирования.
В центре нашего внимания также останутся вопросы повышения качества и уровня сервиса, укрепления интеграции науки и производства в сельском хозяйстве.
Получит продолжение положительная практика, начатая нами с целью увеличения производства продукции и роста занятости на селе, для организации дехканских хозяйств населению дополнительно будет передано свыше 100 тысяч гектаров земель.
Уважаемые соотечественники!
В этот прекрасный праздник от имени всего нашего народа и от себя лично выражаю глубокую признательность нашим дехканам и фермерам, руководителям и работникам агрокластеров, всем занятым в этой сфере соотечественникам, которые своим самоотверженным трудом, знаниями и богатым опытом вносят достойный вклад в дальнейшее развитие сельского хозяйства страны на новом этапе.
Еще раз поздравляю всех вас с сегодняшним праздником, желаю вам здоровья, счастья и новых успехов.
Пусть всегда вас радуют результаты вашего, дорогие мои, благородного, самоотверженного труда!
Шавкат Мирзиёев,
Президент Республики Узбекистан
Сегодня квалифицированная медицинская помощь становится доступной даже в самых отдаленных регионах Узбекистана. Сложные, высокотехнологичные хирургические операции, которые до недавнего времени проводились только в развитых зарубежных странах, теперь выполняются не только в столице и областных центрах, но и на районном уровне, что безусловно является историческим событием.
Качественные медицинские услуги – для каждого человека!
С начала 2023 года на местах были созданы 22 семейные поликлиники, 93 семейных врачебных пункта, 394 махаллинских медицинских пункта. В результате первичная медицинская помощь была приближена к 2,1 миллиону населения.
Проведен профилактический медицинский осмотр 8,6 миллиона человек в возрасте от 18 до 40 лет, 685 тысяч из них оздоровлены в амбулаторных условиях, 72 тысячи – в стационарных.
В свою очередь, из 7,3 миллиона человек в возрасте 40 лет и старше, охваченных адресным скринингом, у 167 тысяч выявлены сердечно-сосудистые заболевания, у 52 тысячи – сахарный диабет, приняты меры восстановлению их здоровья.
В Узбекистане были проведены месяцы здоровья работников сферы сельского хозяйства, престарелых, учителей и наставников. За счет государства выполнены операции у 2 тысяч детей с врожденными пороками сердца.
Население будет бесплатно обеспечиваться лекарственными средствами 235 видов
Соответствующим приказом Министерства здравоохранения установлены объемы гарантированной медицинской помощи, оказываемой в семейных врачебных пунктах, семейных поликлиниках, многопрофильных центральных поликлиниках, районных (городских) центральных больницах и родильных домах.
В перечень гарантированных объемов медицинской помощи, оказываемой пациентам бесплатно за счет средств государственного бюджета, включены в общей сложности 520 диагнозов, 28 диагностических исследований, 46 лабораторных анализов, 235 видов лекарственных средств, 27 оперативных методов лечения и 76 изделий медицинского назначения.
Государственное медицинское страхование, цифровая трансформация – новый ракурс медицинской службы
В сферу здравоохранения широко внедряются механизмы государственного медицинского страхования и цифровизации. С помощью программы «электронная поликлиника» в первичном звене устраняется излишняя бумажная волокита. Больницы активно оснащаются современной техникой и медицинским оборудованием.
После пилотного проекта в Сырдарьинской области с 1 июля 2023 года началось поэтапное внедрение механизмов государственного медицинского страхования в городе Ташкенте. Указом Президента установлено, что выдача листков временной нетрудоспособности и других медицинских справок будет постепенно переведена в электронную форму.
2023 год становится годом развития международного сотрудничества в медицине
С начала года в Узбекистане были проведены медицинские форумы совместно с государствами с высоким уровнем развития медицины, в том числе с США, Германией, Индией, Россией, Турцией и Азербайджаном. В результате открылись широкие возможности для привлечения иностранных инвестиций, проведения рядя уникальных операций, а также повышения опыта врачей и медсестер в зарубежных клиниках.
Вместе с тем сегодня с участием около 10 государств реализуются грантовые проекты на общую сумму 100 млн сумов.
В частности, в следующем году в рамках 11 проектов будут освоены иностранные инвестиции в размере 130,6 миллионав долларов. В регионах начнут работу 400 новых частных медицинских учреждений, в которых будет создано 2720 новых рабочих мест.
Учреждения здоровья матери и ребенка интегрированы
Медицинские учреждения, ответственные за здоровье матери и ребенка, объединены в единую систему управления.
В соответствии с постановлением Президента страны «О мерах по охране здоровья матери и ребенка, укреплению репродуктивного здоровья населения» на базе Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра акушерства и гинекологии, Республиканского центра репродуктивного здоровья населения и Республиканского центра «Скрининг матери и ребёнка» образован Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр здоровья матери и ребенка.
На базе территориальных перинатальных центров, центров репродуктивного здоровья населения и центров «Скрининг матери и ребенка» образовано 14 территориальных филиалов нового центра. Таким образом, запущена усовершенствованная система медицинского профилактики и патронажа охраны здоровья матерей.
При поддержке китайского правительства продолжается работа по поставке аппаратов искусственной вентиляции легких, стоматологического медицинского оборудования, а совместно с Объединенными Арабскими Эмиратами – по строительству в городе Нукусе больницы «Мать и дитя» на 150 мест.
Качественное медицинское образование – залог качественной медицинской помощи
Были сделаны важные шаги и на пути трансформации медицинского образования. В частности, начиная с 2023/2024 учебного года в учебные планы бакалавриата, магистратуры и клинической ординатуры включены такие предметы, как «нанотехнология», «медицинская генетика», «IT-технологии». Обучение при этом будет проводиться с привлечением иностранных педагогов. Налажена совершенно новая система подготовки среднего медицинского персонала. К примеру, на базе всех медицинских колледжей образованы техникумы общественного здоровья имени Абу Али ибн Сино. В медицинских высших учебных заведениях внедрена подготовка специалистов по направлению образования бакалавриата «Медицинская сестра высшей квалификации».
Еще одно важное новшество – в нашей стране впервые образована Академия медицинских сестер, в которой будут обучаться средние медицинские работники. На базе этой академии открылся факультет «Сестринское дело» Университета медицинских наук Турции.
В рамках международного сотрудничества при поддержке немецкого банка KfW и Германского общества по международному сотрудничеству предусматривается модернизация программ медицинского образования и повышения квалификации в городе Термезе.
Совместно с Южной Кореей планируются создать Центр по подготовке медицинских специалистов Национального детского медицинского центра, усилить потенциал нашей стране в борьбе с инфекционными заболеваниями, расширить образовательные и научно-исследовательские возможности Ташкентского медицинского института педиатрии, создать учебно-симуляционные центры в регионах, организовать повышение квалификации медицинских работников в режимах онлайн и оффлайн.
Превращение системы скорой медицинской помощи в быструю, надежную и качественную службу — главная цель!
По поручению Президента Узбекистана в последние годы это направление было полностью трансформировано. В частности, обновлена материально-техническая база, повышается кадровый потенциал.
В результате масштабных мер по обеспечению службы скорой медицинской помощи современными автотранспортными средствами последнего поколения, располагающими всеми удобствами, резко сократилось количество опозданий на вызовы. Это позволяет спасать жизни многих людей в чрезвычайных ситуациях.
Если обратиться к цифрам, то только в январе этого года автобаза Республиканского центра скорой медицинской помощи была пополнена 110 автомобилями Volkswagen Caddy отечественного производства. А в феврале их стало больше на еще 117, в августе – на 50, в сентябре и октябре – на 200, в ноябре – на 108. С учетом потребностей и количества населения эти автотранспортные средства были переданы всем филиалам Республиканского центра скорой медицинской помощи.
Также совместно с Южной Кореей планируется развивать педиатрическую службу в системе скорой медицинской помощи и запустить движение специальных автомобилей в этом направлении.
Создание новых медицинских учреждений – важный аспект международного сотрудничества
В настоящее время под гарантию Правительства реализуется 11 инвестиционных проектов общей стоимостью 877 млн долларов. Среди них – проект на сумму 45 млн долларов по внедрению цифровых технологий в систему здравоохранения, осуществляемый с участием немецкого банка развития KfW.
Кроме того, с южнокорейским фондом EDCF реализуется 4 крупных проекта стоимостью 400 млн долларов. Они направлены на строительство современного многопрофильного медицинского центра для взрослых, обеспечение региональных медицинских учреждений медицинским оборудованием, создание национального онкологического центра, открытие в Ташкенте Корейского медицинского высшего учебного заведения.
Планируется также запустить 2-й этап проекта стоимостью 80 млн долларов с участием Исламского банка развития «Оснащение современным высокотехнологичным оборудованием учреждений онкологической службы Республики Узбекистан».
Расширению медицинских услуг будет способствовать и новое здание Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра онкологии и радиологии, который станет единственным такого рода учреждением в Центральной Азии. На территории 8-этажного центра на 650 мест будет расположена также консультативная поликлиника на 500 посещений.
Стратегия «Узбекистан – 2030» — карта будущего медицины нашей страны!
Стоит подчеркнуть, что в центре внимания проводимой в нашей стране государственной политики находятся человек и его интересы. Это стало и главным критерием при разработке стратегии «Узбекистан – 2030».
В рамках стратегии предусматриваются доведение средней продолжительности жизни населения до 78 лет, увеличение в 2 раза объема средств, выделяемых на медицину, снижение в 2,5 раза показателей ранней смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и болезней дыхательных путей, резкое снижение уровня заболевания туберкулезом с нынешних 34 на 100 тысяч населения.
Также поставлены такие цели, как полный охват лечением 350 тысяч больных сахарным диабетом, 1,5 миллиона больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, достижение решения 70 процентов обращений населения, нуждающегося в медицинской помощи, в первичном звене, полный охват больных гемодиализными койко-местами в республике.
В Наманганской, Ферганской, Сырдарьинской, Кашкадарьинской, Навоийской областях и городе Ташкенте будут созданы медицинские кластеры. В Кашкадарье будет запущен кластер «Мать и дитя», объединяющий в себе детскую больницу, родильный комплекс, скрининговый центр, центр репродуктивного здоровья.
Определены также необходимые меры по сокращению в 2 раза наследственных заболеваний у детей, повышению не менее, чем на 50 процентов охвата селективными скрининговыми обследованиями на наследственные заболевания у младенцев.
Будет уделено особое внимание снижению смертности среди женщин и детей, а также показателя смертности от онкологических заболеваний, доведению уровня ранней диагностики неинфекционных заболеваний до 70 процентов, увеличению в 2 раза показателя выявления на ранней стадии сахарного диабета и заболеваний артериальной гипертонии среди населения в возрасте 40 лет и старше.
В стратегии отражены и меры по ежегодному проведению профилактического медицинского осмотра и оздоровлению 100 процентов населения в возрасте 55 лет и старше, увеличению в 2 раза доли физически активного населения среди населения в возрасте 40 лет и старше.
Одним из приоритетных целей будет утверждение здорового образа жизни и правильного питания среди населения. Вместе с тем уровень цифровизации медицинских учреждений нашей страны будет доведен до 100 процентов.
Одним словом, стратегия «Узбекистан – 2030» служит картой будущего медицины нашей страны.
Подготовила пресс-служба
Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
После всенародного обсуждения принят Указ Президента «О Стратегии «Узбекистан-2030» от 12 сентября 2023 года, который отражает новое видение развития страны на ближайшие семь лет. Документ состоит из ста целей, ориентированных на пять основных направлений, и является важным фактором в повышении благосостояния населения и устойчивом экономическом росте.
Одним из ключевых приоритетов стратегии - обеспечение роста благосостояния населения через устойчивое развитие экономики страны. В рамках этого направления предусмотрено 17 целей, которые затрагивают разные аспекты. Одно из них - удвоение ВВП республики, что является амбициозной задачей, но, несомненно, достижимой.
Еще одна важная цель включает повышение дохода на душу населения до четырех тысяч долларов, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан Узбекистана и сделать страну более конкурентоспособной на международной арене.
В документе определены конкретные цели, направленные на повышение производительности и рентабельности в сельском хозяйстве с применением современных водосберегающих технологий. Так, ожидается доведение уровня обеспеченности местными семенами овощей, бахчевых, картофеля до 50 процентов.
В целях предотвращения потерь при подаче воды будет разработана программа внедрения замкнутой системы трубопроводов на основе опыта Турции. Кроме того, в ближайшие семь лет водоснабжение охватит дополнительно 1,2 млн га земель.
В свою очередь, исходя из потребностей бизнеса и населения, будут внедрены новые механизмы в области развития инфраструктуры. Так, к 2030 году планируется стопроцентно обеспечить чистой питьевой водой все населенные пункты, а долю электрифицированных железных дорог увеличить до 65 процентов.
Однако, чтобы достичь этих целей, необходимо привлечь значительный объем инвестиций. Стратегия «Узбекистан-2030» предусматривает освоение 250 млрд долларов инвестиций, включая 110 млрд иностранных и 30 млрд долларов в рамках государственно-частного партнерства. Это в очередной раз подчеркивает открытость Узбекистана для внешних партнеров и готовность страны к сотрудничеству в области экономического развития.
Кроме того, намечается переход к «зеленой» экономике и использованию возобновляемых источников энергии. Это важный шаг в борьбе с изменением климата и содействии экологической устойчивости страны.
Необходимо отметить, что на пути к достижению всех этих целей будут возникать определенные проблемы. Например, резкое увеличение коэффициентов использования мощностей может оказаться сложной задачей для некоторых отраслей экономики. Однако с помощью правильного планирования и эффективного управления такие препятствия могут быть преодолены.
Одним из основных приоритетов стратегии является улучшение бизнес-климата. В этом контексте принят ряд мер, направленный на снижение административных барьеров для предпринимателей, упрощение процедур регистрации и лицензирования, а также создание специальных инвестиционных зон.
Другими важными направлениями являются модернизация экономики и развитие нефтегазового сектора. Стратегия ставит задачу увеличить долю высокотехнологичной продукции в экспорте, а также разработать новые месторождения нефти и газа.
Один из ключевых приоритетов стратегии - развитие транспортной инфраструктуры. Узбекистан стремится стать важным транспортным хабом, связывающим Центральную Азию с другими странами. В этом контексте проводится работа по модернизации железнодорожных и автомобильных дорог, а также по развитию международных транспортных коридоров.
Помимо этого, в рамках Стратегии «Узбекистан-2030» уделяется большое внимание социальной сфере. Будут приняты меры по снижению бедности в два раза до 2026 года и по резкому ее сокращению к 2030-му. В связи с этим определены цели обеспечения занятости на базе семейного предпринимательства по переходу от ручного труда к этапу промышленного производства.
Особое внимание в социальном блоке новой программы уделено снижению уровня безработицы среди молодежи с 14 до 11 процентов. Также будут приняты меры по обеспечению занятости молодых людей за счет развития отраслей.
Таким образом, в новой семилетней стратегии сохраняются все те направления, по которым велась наиболее активная работа в последние годы. При этом критерии и ориентиры по ним значительно расширены по сравнению с тем, что уже было сделано.
Фуркат Юнусов.
Начальник отдела Центра «Стратегия развития».
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев по приглашению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона прибыл в город Душанбе.
Главу нашего государства в аэропорту встретили Премьер-министр Республики Таджикистан Кохир Расулзода и другие официальные лица.
В соответствии с программой пребывания сегодня лидер Узбекистана проведет переговоры с Президентом Таджикистана и примет участие в работе пятой Консультативной встречи глав государств Центральной Азии.
Стратегия развития Нового Узбекистана предусматривает построение общества, где интересы человека ставятся превыше всего, а создание достойных условий жизни и ускоренное развитие всех сфер являются главной целью преобразований. В совокупности это должно обеспечить процветание государства и повысить уверенность каждого гражданина в завтрашнем дне.
Оценивая достигнутые успехи социально-экономического развития, необходимо принимать во внимание темпы и глубину изменений демографической ситуации, долгосрочные тенденции народонаселения страны.
По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, по состоянию на 27 июня 2023 года в стране живут 36,4 миллиона человек. Для сравнения: в 1920 году численность населения нашей страны составляла 4,4 миллиона. То есть за последнее столетие население Узбекистана увеличилось более чем в восемь раз. За период с 1920 по 2022 год коэффициент естественного прироста достиг 20,9 промилле и возрос на 9,9 промилле.
В последние годы демографическая ситуация в Узбекистане характеризуется стремительным ростом численности населения. Его плотность к началу 2023 года превысила 80 человек на квадратный километр. Следует также обратить внимание на значительный разброс данного показателя по стране: с наивысшего — более 6,6 тысячи человек в столице, до наименьшего — 9,5 человек в Навоийской области.
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, предварительная оценка численности населения стран Содружества на начало 2022 года составляла 287 миллионов человек. Население России в 2022 году составляло около 146 миллионов человек. Прирост населения в этой стране имеет негативную тенденцию с показателем естественной убыли на уровне более четырех процентов. Наиболее позитивная демографическая ситуация наблюдается в странах Центральной Азии, Азербайджане и Армении. Среди стран Содружества Узбекистан является лидером, в 2022 году этот показатель достиг около 21 процента.
Для оценки долгосрочных тенденций изменения демографической ситуации группой национальных и международных экспертов на основе применения признанной в научных кругах когортно-компонентной модели был разработан набор многовариантных прогнозов демографического развития страны и ее регионов на период до конца 2050 года. Он включает 14 региональных прогнозов для 12 административных областей, Республики Каракалпакстан и города Ташкента, а также прогноз для республики в целом.
Основой для прогнозно-ориентированного анализа демографических тенденций как на национальном, так и на региональном уровнях явились подробные данные официальной статистики о численности населения за 2000—2021 годы. Также учитывались предварительные итоги регистрации актов гражданского состояния за девять месяцев 2022 года.
По результатам расчетов численность населения Узбекистана в предстоящие три десятилетия будет динамично расти и превысит 41 миллион человек в 2030 году, 46 миллионов человек — в 2040 году, 50 миллионов человек — в 2050-м. В целом за 2022—2050 годы население страны увеличится на 41 процент. На протяжении всего прогнозируемого периода решающим компонентом воспроизводства населения страны останется его естественный прирост, который будет характеризоваться высоким числом родившихся и относительно низким числом умерших.
Объемы внутренней и внешней миграции увеличатся. Наряду с этим до 2030 года ожидается рост отрицательного миграционного баланса, который в 2030—2050 годы стабилизируется на низком уровне (40 тысяч человек). В миграционных процессах прогнозируется преобладание численности выбывших (эмигрантов) над числом прибывших (иммигрантов). Для территориальных перемещений населения будет характерна высокая мобильность лиц молодого трудоспособного возраста.
Ожидаются изменения не только в численности, но и в возрастной структуре населения. Так, за 2022—2050 годы численность населения в возрасте до 15 лет возрастет на 0,9 миллиона человек. При этом за 2022—2035 годы доля данного возрастного контингента увеличится до 13,6 миллиона человек, но в последующий период снизится до 12,3 миллиона человек, его удельный вес в общей численности населения сократится с 31,7 до 24,2 процента.
Численность трудоспособного населения будет расти на протяжении всего прогнозируемого периода и вырастет до 28,3 миллиона человек в 2050 году, то есть увеличится более чем на 7,8 миллиона человек. При этом его доля в период 2025—2050 годов будет сохраняться на высоком уровне (56 процентов) и практически не снизится. Это является свидетельством достаточно благоприятной ситуации с трудовыми ресурсами в нашей стране, что в свою очередь создает солидную и долгосрочную базу для развития производительных сил, привлечения инвестиций и в конечном итоге формирования основ для роста благополучия населения.
Население старше трудоспособного возраста станет наиболее быстрорастущей группой в течение прогнозируемого периода, его численность увеличится более чем в 2,5 раза, с исходных 4,1 миллиона человек до 10,1 миллиона человек в 2050 году, доля в общей численности населения — с 11,3 до 20 процентов. Предполагается, что при этом средний возраст населения повысится.
Региональные различия будут касаться темпов и объемов прироста численности населения. Наибольший прирост ожидается в Сурхандарьинской (53,7 процента), Кашкадарьинской (49,3 процента) и Джизакской областях (48,7 процента), а также в Ташкенте (48,9 процента). Наиболее низкими темпами численность населения будет расти в Республике Каракалпакстан (24 процента), Ташкентской (24,7 процента) и Бухарской (28 процентов) областях.
Узбекистан по численности населения опередит многие страны СНГ и по данному показателю сохранит лидирующее место в Центральной Азии. С точки зрения возможностей использования позитивных тенденций, связанных с численностью и структурой населения, Узбекистан в настоящее время находится на стадии первого демографического окна возможностей, а в последующем будет переживать период второго окна демографических возможностей.
Для реализации этих возможностей и получения максимального демографического дивиденда следует обеспечить ускоренное и скрупулезное исполнение положений Стратегии развития Нового Узбекистана, которые, по мнению экспертного сообщества и представителей международных структур, являются наиболее важными документами для устойчивого развития страны.
Выдвигаемые направления преобразований по созданию достойных условий для реализации каждым человеком своего потенциала — дальнейшее реформирование системы образования, обеспечение охраны здоровья, повышение средней продолжительности жизни населения, оказание адекватного перечня социальных услуг опираются на всемерный учет динамичных и благоприятных демографических изменений. Меры по обеспечению устойчивого экономического роста в качестве фундамента благополучия населения и сокращения бедности исходят из того, что темпы экономического роста должны в разы опережать естественный прирост населения Узбекистана.
Перспективы демографического развития нашей страны и ее регионов вполне логично должны быть нацелены на реализацию комплекса мер по сбережению водных ресурсов и охране окружающей среды на фоне глобальных изменений климата и увеличения демографической нагрузки на ограниченные природные ресурсы. С позиции повышения качества жизни и формирования комфортных условий проживания для населения страны учет демографической ситуации также выдвигает необходимость формирования принципиально новых форм организации государственного управления и гарантий по обеспечению верховенства закона.
Ключевым фактором реализации демографических возможностей является построение Нового Узбекистана в качестве безопасного и миролюбивого государства. Для создания гарантий мира и стабильности будут ускоренно развиваться добрососедские отношения с соседними странами, проводиться открытая, прагматичная и активная внешняя политика со всеми государствами. Максимизацию демографического дивиденда, создание условий для свободных миграционных и туристских потоков невозможно представить без миролюбивой внешней политики, и именно этот элемент будет иметь ключевое значение для будущего нашей страны.
Текущая и перспективная демографическая ситуация создает благоприятные условия для построения Нового Узбекистана, предоставляет возможность формирования дополнительных конкурентных преимуществ страны с точки зрения человеческого капитала. Вместе с этим Стратегия развития и выдвинутые Президентом пять стратегических направлений преобразования нашей страны являются безусловной гарантией по воплощению в жизнь надежд и устремлений миллионов граждан Узбекистана.
Дурбек Ахмедов,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса.
Сегодня в Узбекистане ведется широкомасштабная работа и реализуются реформы, направленные на то, чтобы люди были довольны своей жизнью. Решаются их проблемы, разработаны долгосрочные программы, нацеленные на обеспечение социально-экономического благополучия нашего трудолюбивого народа, который самоотверженно трудится, прокладывая добрыми делами путь к светлому будущему. Один из важнейших результатов, которых мы достигли, - это изменение в сознании и мышлении, мировоззрении соотечественников. Люди не ждут эффекта от реформ завтра, они сегодня видят и ощущают эти изменения.
Уже 32 года как страна ступила на путь независимого развития. Наш многонациональный народ, живя в мире и согласии, все глубже осознает суть и ценность созданных суверенитетом возможностей. Лейтмотив реформ в Узбекистане - во имя чести и достоинства человека.
Инициативы и масштабные программы, поэтапно осуществляемые в стране, служат защите прав и свобод каждого соотечественника.
В настоящее время в Каракалпакстане проживает около двух миллионов человек. Многонациональное население живет в 452 сходах граждан махаллей, аулов.
В последние годы экономика республики стабильно развивается, а условия жизни населения улучшаются, можно сказать, с каждым днем. В частности, по итогам первого полугодия 2023-го объем валового регионального продукта в Каракалпакстане достиг 13,6 трлн сумов, промышленного производства - 7,9 трлн, объем строительных работ - 2,8 трлн, сельскохозяйственного производства - 4,4 трлн, сферы услуг - 5,8 трлн.
Количество предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в три раза и достигло 196, а число региональных предприятий-экспортеров - 240. Во многие зарубежные страны экспортируется продукция, произведенная в Каракалпакстане. Высоко ценятся на внешнем рынке такие товары, как трикотаж, пряжа, поваренная соль, шелк, мука, сушеные помидоры, стеклянные банки, мебельные и кожаные полуфабрикаты, стиральный порошок. Колоссальный вклад в экономическое развитие республики вносят такие крупные предприятия-экспортеры, как Uz-Kor Gas Chemical, Кунградский содовый завод.
Прямые иностранные инвестиции составляют 12,3 млн долларов, доход местного бюджета - 636,5 млрд сумов, а на душу населения - 3,2 млн сумов. В текущем году увеличатся доходы примерно 50 тысяч социально уязвимых категорий семей. Также в рамках программы «20 тысяч предпринимателей - 500 тысяч квалифицированных специалистов» за 625 предпринимателями закреплен 39 831 безработный гражданин.
Семьи, нуждающиеся в помощи, находятся под защитой государства. Проведена инвентаризация во всех домах аулов и сел согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по созданию достойных условий жизни жителей и дальнейшему улучшению инфраструктуры махаллей в Республике Каракалпакстан» от 2 февраля 2023 года. Намечено провести ремонт крыш 21 094 домов и перестройку 709 непригодных, находящихся в аварийном состоянии домов. Улучшились жилищные условия 51 тысячи семей, нуждающихся в социальной защите.
В Республике Каракалпакстан насчитывается в общей сложности 12 381,5 километра автомобильных дорог. Из них 4254 км - автомобильные дороги общего пользования, 8127,5 км - внутренние улицы фермерских хозяйств, городов и сел. Ведется строительство новых дорог и мостов с инфраструктурой, соответствующей международным требованиям. Это служит таким благородным целям, как обеспечение безопасности пассажиров, экономия их времени, радикальное изменение облика наших махаллей.
Глава государства в одном из своих выступлений отметил: «Если доволен народ, то и Всевышний будет доволен нами». Цель этой идеи - достичь удовлетворенности населения, семей, оказавшихся в бедственном положении, на основе чего продолжается практическая деятельность. Тут следует отметить, что качество и своевременное выполнение работ, начатых в каждой области, находится под контролем руководителей секторов.
В последние годы количество детских садов в Каракалпакстане увеличилось с 317 до 1600, а охват ими детей - с 28 процентов до 81. 172 школы полностью отремонтированы, а в 104 школах с дополнительными помещениями создано 118 000 мест для учащихся.
В ближайшее время в республике будет построено и реконструировано 160 новых детских садов, создано две тысячи частных детских садов. В ближайшие семь лет будет организовано дополнительно 100 000 ученических мест, возведены 30 школ и дополнительные здания для 150 школ, а 350 - отремонтированы. Число специализированных школ увеличится в два раза и достигнет 32. В результате в школах Каракалпакстана в каждом классе не будут обучаться более 30-35 человек.
Работа по структурному преобразованию экономики региона, широкомасштабному развитию промышленности, производства и предпринимательства приносит свой эффект.
Сегодня обеспеченность питьевой водой в Каракалпакстане достигла 71 процента, электроснабжение - 100 процентов, подача природного газа по сети - 72,9 процента.
Также создана новая система работы с обращениями населения в Приаралье. Активизировалась работа по выявлению и решению системных проблем, которые в наибольшей степени становится причиной обращений. Важными в этом плане являются выездные приемы, организуемые ответственными лицами на местах с целью диалога с народом, изучения проблем, которые беспокоят соотечественников, и оказания практической помощи.
Достойны похвалы достижения в области сельского хозяйства. В частности, намечается посадить хлопчатник на 86,8 тысячи га и получить 240 тысяч тонн урожая. С 53 тысяч га пшеничных полей поднят хирман в 238,5 тысячи тонн. Из 14 785 коробок шелкопряда получено 858 тонн кокона.
Еще больше усилило акцент на образовании объявление 2023-го в стране «Годом заботы о человеке и качественного образования». Число высших учебных заведений в Каракалпакстане на сегодня достигло 12. Квота приема в вузы увеличилась в 3,5 раза, а охват - с 19 процентов до 46. На данный момент в высших учебных заведениях республики обучается 58 тысяч студентов.
Созданы необходимые условия для занятий спортом. Построены стадионы, спортивные комплексы, бассейны, в каждой махалле есть спортплощадки. Наши спортсмены достойно участвуют в таких командных играх, как футбол, баскетбол, волейбол, и занимают престижные места. А Шерзод Мамутов, Шахзода Ибрагимова, Ислам Абдазов, Дилноза Уснатдинова высоко поднимают флаг нашего государства на Кубках мира, чемпионатах Азии. Наша гордость - Жалгасбай Бердимуратов, удостоенный золотой медали на чемпионате Азии по греко-римской борьбе, фехтовальщица Зайнаб Дайибекова, завоевавшая призовые места во множестве соревнований. В частности, в фехтовании чемпионами Азии стали Муса Аймуратов, Дилноза Уснатдинова, Дилназ Мурзатаева, Аякоз Жумамуратова. Гордимся такими спортсменами, как Актенге Кеунимжаева, Шахзода Ибрагимова, Рустам Жангабаев, Наргиза Жуманиязова, Аселай Амангелдиева, Сахипжамал Эсбосинова, Эрназар Сарсенбаев. Они завоевали 39 медалей на чемпионатах мира, 91 - на чемпионатах Азии и 1235 - на чемпионатах Узбекистана.
Уделяется огромное внимание и сфере культуры. Регулярно проводятся культурно-просветительские и развлекательные мероприятия, театральные спектакли. Продемонстрировал национальное искусство своими выступлениями на Международном фольклорном фестивале «Хари-бюльбюль» Каракалпакский государственный национальный фольклорный ансамбль «Айкулаш» по случаю провозглашения города Шуши культурной столицей тюркского мира 2023 года, организованном Министерством культуры Азербайджана и Фондом Гейдара Алиева. В текущем году «Айкулаш» также принимал участие с каракалпакскими национальными танцами в международном фестивале «Сарадж фест - 2023», проходившем в Республике Северная Македония.
Наша страна богата своей историей, культурой, традициями, древними объектами археологического наследия. Это еще больше увеличивает туристский потенциал республики. Сегодня проводится масштабная работа по популяризации туристского потенциала региона, увеличению потока туристов. Чтобы повысить уровень сервиса и обеспечить удобства для приезжающих гостей, построено достаточное количество объектов размещения. Сегодня в Каракалпакстане насчитывается более 50 туристических предприятий, 31 гостиниц, 44 семейных гостевых домов и 22 хостела.
Отдельными туристическими направлениями являются город Нукус, Чимбайский, Элликкалинский, Турткульский, Берунийский и Муйнакский районы. Так, например, на территории последнего расположены природные объекты, относящиеся к направлению экотуризма, такие как Аральское море, плато Устюрт, озеро Судочье.
В Каракалпакстане насчитывается 131 археологический памятник, 24 памятника архитектуры, 88 монументальных сооружений и 45 достопримечательных локаций. Правильно было бы назвать территорию музеем под открытым небом, потому что в республике очень много объектов материального культурного наследия. Их история насчитывает три-пять тысяч лет. С 2021 года Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват включен во Всемирную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО. Кроме того, Государственный музей искусств имени И.В. Савицкого, который считается бесценным в Центральной Азии, расположен именно в Нукусе, столице Каракалпакстана
В текущем году территорию посетили более 700 тысяч местных, свыше 84 тысяч иностранных туристов, а экспорт туристических услуг составил 18,9 млн долларов.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что комплексная работа, проводимая в Новом Узбекистане, всецело соответствует сегодняшнему настроению населения.
Фарход Эрманов.
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан.
Туризм - одна из сфер, способствующих прогрессивному развитию государства. В мире туриндустрия определена драйвером экономики, ибо требует качественного преобразования всех направлений инфраструктуры, что в свою очередь повышает и укрепляет авторитет страны.
Узбекистан, расположенный на перекрестке древних цивилизаций и культур, является одним из самых привлекательных туристических направлений. На территории республики более семи тысяч уникальных историко-архитектурных памятников. Живописная природа, биосферные заповедники и национальные парки гарантируют массу эмоций. Народ Узбекистана хранит многовековые традиции, а разнообразная узбекская национальная кухня не оставит равнодушными самых взыскательных гурманов со всего мира.
В индустрии туризма высокого уровня развития достигают культура, искусство, архитектура, ремесленничество, а также транспортные, социальные услуги. Все это превращает отрасль в высокорентабельную. Поэтому в стране проводится масштабная работа по развитию туристической системы на уровне мировых стандартов, всемерной ее поддержке государством, созданию льгот предприятиям сферы, формированию инфраструктуры.
Открытость миру, загадочность и умиротворенность
- имидж Нового Узбекистана
В последние годы ускорен процесс реализации реформ, направленных на полное обновление имиджа Узбекистана. На основе инициатив и идей Президента приняты Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017-2021 годах, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В соответствии с этими важными документами осуществляются широкомасштабные реформы, нацеленные на дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформацию отраслей экономики и ускоренное развитие предпринимательства, обеспечение прав и интересов человека, а также на формирование активного гражданского общества.
Особого признания заслуживают реформы, реализуемые в сфере туризма: колоссальный потенциал и возможности Узбекистана в данном направлении долгие годы не использовались должным образом. Отсутствие современной инфраструктуры и привлекательного имиджа, не соответствующая нормам система обслуживания, а главное, «закрытая» политика, чрезмерные сложности в визовых правилах для ряда стран, несмотря на проявление к Узбекистану огромного интереса, заставляли иностранцев откладывать поездку в нашу республику.
Благодаря политической воле главы государства Узбекистан открылся внешнему миру, усилилась интеграция в мировое сообщество. Для граждан ряда стран упрощены визовые процедуры. Истинные исторические изменения, происходящие в сфере обеспечения прав человека, расширение открытости, гласности, прозрачности, устойчивость развития, мир и спокойствие укрепили авторитет Узбекистана на мировой арене. И это стало первопричиной повышения числа туристов, желающих посетить солнечную республику.
Программные документы, направленные на развитие сферы
Сегодня расширяется масштаб работ, осуществляемых в целях развития туризма. Приняты Закон РУз «О туризме», десятки указов и постановлений Президента и правительства. Среди них Указ главы государства «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» от 2 декабря 2016 года. В документе определен ряд задач в целях создания благоприятных экономических и организационно-правовых условий для интенсивного развития туризма как стратегической отрасли экономики страны, наиболее полного и эффективного использования огромного туристского потенциала регионов, кардинального совершенствования управления туристской отраслью, создания и продвижения на мировые рынки национального туристского продукта.
Указ Президента «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» от 5 января 2019-го поднял на новую ступень работу, осуществляемую в целях создания благоприятных условий для развития туризма (прежде всего в частном секторе), повышения конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг, активного и комплексного продвижения национального туристского продукта на мировых рынках. Согласно данному Указу, совершенствуется нормативно-правовая база в сфере туризма, имплементируются международные нормы и стандарты. Развивается инфраструктура, формируется доступная и комфортная среда. Принимаются меры по улучшению транспортной логистики, расширению внешних и внутренних маршрутов, повышению качества транспортных услуг. Проводится диверсификация отрасли. Стимулируется активность субъектов туристской деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей в соответствующих услугах внутри республики.
В результате осуществляемых широкомасштабных работ по продвижению туристского продукта на международном и внутреннем рынках укрепляется имидж страны как безопасной для путешествия и отдыха.
Развивается система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристской отрасли, ибо развитие сферы зависит от их потенциала, знаний и навыков.
Приоритетные задачи, перспективные планы
В целях дальнейшего улучшения туристской инфраструктуры и расширения масштабов услуг в 2023 году намечены приоритетные задачи и планы по ряду направлений, которые имеют большое значение при определении перспектив сферы. В частности, предусмотрено привлечение в нашу страну семи миллионов иностранных и 12 миллионов внутренних туристов. Это позволит осуществить экспорт соответствующих услуг на два миллиарда долларов.
Намечено сдать в эксплуатацию 170 гостиниц, 58 хостелов, 45 сетей обслуживания других категорий. А также вдоль туристского транспортного коридора будут организованы в восточном и современном стилях караван-сараи с учетом традиционной архитектуры и специфики данного региона.
Чтобы туризм в стране развивался одинаково эффективно, в отдаленных районах планируется построить 410 семейных гостевых домов. В результате в горных и предгорных селах будут созданы дополнительные рабочие места, а население - обеспечено постоянным источником дохода. Именно в этом направлении в регионах откроются 80 специализированных предприятий, деятельность которых будет способствовать развитию перспективных отраслей, расширению современных видов услуг, формированию удобных и эффективных объектов инфраструктуры.
Вместе с тем важно наладить добротный сервис в транспортной сфере, в частности, обеспечить постоянные авиаперевозки, достичь оказания доступных, качественных и безопасных услуг. В целях привлечения зарубежных авиакомпаний к осуществлению постоянных авиарейсов в текущем году планируется проведение в Самарканде II международного форума Uzbekistan Airports, Aviation & Logistics Forum. В результате закупа авиакомпанией 12 самолетов Airbus A320 и вертолета Airbus H145 увеличится количество рейсов в такие страны с высоким потенциалом паломнического туризма, как Малайзия, Индонезия, Индия, Бангладеш, арабские страны, Татарстан и Башкортостан Российской Федерации, а также в соседние республики.
Количество рейсов венгерской компании Wizz Air из Абу-Даби в древний и вечно молодой Самарканд составит как минимум четыре раза в неделю. Приняты меры по организации постоянных авиарейсов в Венгрию, Румынию, Италию и на Кипр.
Особенности и возможности регионов
В стране реализуются широкомасштабные реформы по развитию туризма на основе национальных и современных критериев. В этом процессе большое внимание уделяется особенностям каждого региона, благоприятным природным условиям.
В частности, Президент на состоявшемся 19 сентября 2022 года видеоселекторном совещании, посвященном мерам по дальнейшему увеличению потенциала внутреннего и въездного туризма, дал указания по продвижению бренда «Самарканд - туристические ворота Нового Узбекистана» в сотрудничестве с посольствами и иностранными компаниями.
«Самарканд - сияющий лик земли» - так называют город на Западе, поскольку он восхищает мировую общественность неповторимым восточным обликом, бесценными архитектурными памятниками, чудесной природой, вековыми ценностями, богатым культурным наследием. Жемчужина Востока занимает достойное место среди таких старинных городов мира, как Рим, Афины, Вавилон, Фивы.
Государство уделяет особое внимание эффективному использованию туристических возможностей древнего города. Огромная созидательная работа служит не только развитию региона, но и восстановлению на мировой арене исторической роли, славы города-легенды, превращению его в туристические ворота Нового Узбекистана, а также организации современной инфраструктуры для соотечественников и гостей из зарубежья.
Открытие Международного туристического центра «Великий шелковый путь» - величественного архитектурного комплекса накануне 31-й годовщины независимости страны и саммита руководителей стран Шанхайской организации сотрудничества стало реализацией одного из перспективных проектов в данном направлении.
Построенный по инициативе Президента Шавката Мирзиёева центр в который раз обратил взор всего мира на Самарканд. Как отметил глава государства на церемонии открытия этого исторического сооружения, комплекс, созданный благодаря интеллектуальному потенциалу и самоотверженному труду нашего народа, стал еще одним ярким достижением на пути построения Нового Узбекистана.
Центр, включающий в себя комплекс «Вечный город», конгресс-холл, восемь отелей, амфитеатр и другие объекты, возведен на площади 212 га в Самаркандском районе. Великолепие туристического центра достойно исторического статуса Самарканда. Голубые купола вековых сооружений, несравненные памятники архитектуры города гармонично вливаются в этот ансамбль, дополняют его идейным содержанием, словно жемчужина в кольце, привлекая большой поток туристов.
Последовательно осуществляется работа по развитию туризма с учетом региональных особенностей. В частности, будет разработана отдельная программа по ускоренному развитию туристического потенциала Навоийской области, реализованы перспективные проекты в направлениях экотуризма, гастрономического и медицинского. Намечено эффективно использовать исторические места области с ее природно-культурными памятниками, уникальной природой, национальными ценностями и традициями. Продолжается работа по превращению города Шахрисабза (Кашкадарьинская область) в центр туризма. Уделяется большое внимание совершенствованию необходимой инфраструктуры для развития сферы в Китабском районе.
Престижные мероприятия как стимул привлечения туристов
Известно, что в 2022 году в известном французском музее Лувр в целях продвижения туристического потенциала Узбекистана была организована выставка, которая способствовала улучшению международного имиджа страны в данном направлении.
Проведение в этом году подобных ярмарок и экспозиций в Европе, Юго-Восточной Азии, странах Америки определено приоритетной задачей. В Самарканде состоится 25-я юбилейная сессия Генассамблеи Всемирной туристской организации. В рамках масштабного события предусматривается организация более 20 мероприятий международного значения, а также учреждение «Премии Туризм Шелкового пути».
Согласно Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год заботы о человеке и качественного образования», на Министерство культуры и туризма возложено исполнение 36 задач, из которых 12 - основные. В решении 24-х министерство выступает в качестве исполнителя. В настоящее время идет активная работа по их реализации.
На состоявшемся 29 марта под председательством Президента видеоселекторном совещании по вопросам повышения туристического потенциала нашей страны особо подчеркнуто, что 2023-й должен стать годом продвижения богатого культурно-туристического потенциала Узбекистана за рубежом. Указано, что в целом есть возможность привлечь семь миллионов иностранных и 15 миллионов внутренних туристов, увеличить экспорт отрасли до 2,5 миллиарда долларов.
Стоит отметить, что в этом году планируется проведение таких мероприятий международного уровня, как Международный фестиваль искусства бахши, «Шарк тароналари», Международный форум искусства макома, Праздник цветов, «Бахор нафаси», концерты камерной и симфонической музыки и не только. Комитетом по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при министерстве намечена организация фестиваля дружбы - «Дустлик» и Недели толерантности.
Разработан отдельный план министерства по тщательному и своевременному выполнению определенных Государственной программой задач, исполнение которых будет строго контролироваться.
Словом, сегодня широкий спектр туристических направлений в Узбекистане - своеобразная визитная карточка страны. Сфера признана привлекательной и конкурентоспособной в области экономического развития, создания благоприятной инвестиционной среды. А оказываемое государством большое внимание и стимулирование отрасли помогут республике занять достойное место среди стран с развитой индустрией туризма.
Озодбек Назарбеков.
Министр культуры и туризма
Республики Узбекистан.
Туристические деревни Узбекистана
Узбекистан — это страна с глубокими историческими корнями и богатой культурой. Каждый регион страны имеет свою уникальную природную, культурную и традиционную наследственность. Несмотря на то, что Узбекистан шагает вместе с глобализацией и модернизацией, определенные регионы умудряются сохранять и продвигать местную кухню, обычаи и традиции.
Одно из таких мест - деревня Сентоб, расположенная в Нуротинском районе Навоийской области, в 180 километрах от областного центра. Природа, объекты культурного наследия, чистый воздух, национальная кухня и деревенская жизнь привлекли внимание местных и зарубежных туристов из Англии, Франции, Австрии и России в Сентоб. Например, в 2022 году деревню Сентоб посетили 300 тысяч местных и 2 000 зарубежных туристов.
С целью обеспечения размещения посетителей здесь функционирует более 20 семейных домов и хостелов. Здесь посетители могут получить 15 туристических услуг, предоставляемых местными жителями, а именно: лоскутное шитье, вязание ковров, приготовление курта и молочных продуктов из козьего молока, проведение мастер-класса по приготовлению халвы и ее торговля, 23 гастрономических домов, готовящих национальную еду, мастер-классы по выпечке узбекского хлеба, агротуристические услуги и другие.
Следующим пунктом маршрута может стать древний город-деревня Аввал, расположенный в Ферганской долине. Упоминания о деревне были найдены в работах арабских географов X века - аль-Истахри, Ибн Хавкаля и аль-Мукаддаса. Ввиду нашествия монголов деревня в Средние века потеряла статус города. Позже, в период Кокандского ханства, деревня была включена в список стратегически важных мест.
Посетители деревни Аввал могут насладиться видами уникальной природы, так как деревня расположена посреди хвойного леса. Деревня славится древней двойной мельницей, расположенной на территории фермы Дилкушо. Это уникальная архитектурно-инженерная структура, которая сохранила свой древний стиль. В то же время можно увидеть специальное оборудование для измельчения риса и кукурузы, которое использовалось в середине XIX века. С появлением таких мельниц стало возможным измельчать зерновые одним механическим движением. Интересно, что для движения этого оборудования не требовалось сильного течения воды.
Для посетителей, заинтересованных в процессе производства бумаги и устойчивом развитии, деревня Конигил в Самарканде может стать прекрасным открытием. Место славится уникальными традициями ремесла, чистейшей природой, тенистыми деревьями и рекой Сиаб, текущей поблизости. Но, возможно, главной достопримечательностью является фабрика "Мерос", где проводится производство бумаги.
Братья Мухтаровы возродили и установили производство древней самаркандской бумаги с использованием технологии до появления бумажных станков. Особенностью этой технологии является использование исключительно натурального сырья. Именно по этой причине бумага получается слегка желтоватого цвета, так как не отбеливается химическими средствами. Прочность бумаги значительно отличается от современной отбеленной бумаги. Если обычный лист может храниться 40 лет, то самаркандская бумага более прочная и может храниться 400 лет.
Очаровательные пейзажи, горы, касающиеся неба, старые дома, простые и скромные люди, далекие от городской урбанизации, живущие в своей экологически устойчивой деревне. Все это характеризует деревню Терсак в Самарканде, деревню Сангардак в Сурхандарье, деревни Эртошсой и Овджазсой в Ташкентской области.
Стоит отметить, что жители всех вышеупомянутых деревень стараются сохранить местную культуру, обычаи и традиции, продвигая родину, улучшая условия для туристов и сохраняя древнее национальное наследие. Будь то посредством продолжения работы, передаваемой из поколения в поколение, такой как лоскутное шитье, вязание ковров, процесс производства молочной продукции или возрождение рецептов и продвижение традиционной кухни, а также сохранение архитектурных сооружений и природных пейзажей.
Сельская местность с чистым воздухом, высокими горами, шумом текущей воды, возможность познакомиться с устойчивыми и традиционными способами производства молочной продукции, техниками вязания ковров, передаваемые из поколения в поколение, возрождение метода производства бумаги, который является частью истории и культуры нации, улыбка простых местных жителей, яркая и сердечная как солнце - все это можно испытать, посетив туристические деревни Узбекистана.
Программа пребывания Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Душанбе началась со встречи с Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном.
Были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего укрепления узбекско-таджикских отношений стратегического партнерства и союзничества.
Особое внимание уделено практическим аспектам реализации договоренностей на высшем уровне, прежде всего продвижению проектов кооперации в приоритетных отраслях экономики и расширению программы культурно-гуманитарного обмена.
В этом плане с удовлетворением была отмечена продуктивная деятельность совместной Межправительственной комиссии.
В ходе встречи главы государств обменялись мнениями по вопросам, включенным в повестку очередной Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии и саммита Международного фонда спасения Арала.
Были также рассмотрены другие аспекты регионального взаимодействия.
Сегодня, 30 августа состоялась торжественная церемония вручения верительных грамот вновь назначенными в нашу страну зарубежными послами.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял верительные грамоты у послов Китайской Народной Республики Юй Цзюня, Малайзии Ильхама Туа Бин Иллиаса, Великобритании Тимоти Смарта, Туркменистана Шодурды Мередова и Народной Республики Бангладеш Мухаммеда Монирул Ислама.
Глава нашего государства искренне поздравил вновь назначенных руководителей зарубежных дипломатических представительств с официальным началом своей деятельности
в Узбекистане.
Отмечен символизм проведения торжественной церемонии в дни широкого празднования многонациональным народом Узбекистана 32-летия государственной независимости.
Подчеркнуто, что в этом году в стране в соответствии с общепризнанными демократическими нормами успешно проведены важные политические мероприятия – референдум по принятию обновленной Конституции и президентские выборы. Их результаты закрепили необратимый курс проводимых реформ, которые также нашли отражение в Стратегии развития «Узбекистан – 2030».
Лидер Узбекистана особо отметил, что в условиях нарастания геополитической напряженности в мире, ослабления взаимного доверия, когда в разных регионах возникают новые очаги конфликтов, возрастают угрозы безопасности и устойчивому развитию, Узбекистан активно проводит открытую и прагматичную внешнюю политику.
Системно развиваются отношения со всеми странами мира, основанные на взаимном уважении и практическом сотрудничестве. Укрепляется многостороннее партнерство с Организацией Объединенных Наций, другими авторитетными международными организациями и региональными структурами.
В этом году в нашей стране состоятся саммит Организации экономического сотрудничества, Международная конференция по продовольственной безопасности под эгидой Организации Объединенных Наций, а также юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации.
Глава государства обратил внимание на ряд важных вопросов выведения на совершенно новый качественный и содержательный уровень отношений со странами, которые представляют вновь назначенные послы.
Обратившись к вновь назначенному послу Китая, Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что Пекин является одним из наших надежных и проверенных временем друзей, отношения с которым за последние годы вышли на уровень всестороннего стратегического партнерства.
– Исторический государственный визит Председателя Китайской Народной Республики господина Си Цзиньпина в нашу страну год назад, а также наша продуктивная встреча в рамках саммита «Центральная Азия – Китай», состоявшаяся в мае текущего года в городе Сиане, дали мощный толчок развитию двусторонних отношений, – подчеркнул лидер Узбекистана.
В рамках реализации достигнутых на высшем уровне договоренностей уделяется особое внимание увеличению объемов взаимной торговли, расширению партнерства с ведущими китайскими компаниями в области высоких технологий и инноваций, реализации проектов и совместных программ в сферах «зеленой» экономики, цифровизации, искусственного интеллекта, возобновляемой энергетики, передовой промышленности и инфраструктуры, «умного» сельского хозяйства, медицины и фармацевтики, ускорению научно-образовательных и культурных обменов.
Запланирована встреча на высшем уровне в рамках международного форума «Один пояс, один путь», который состоится в октябре в Китае.
Малайзия – важный партнер Узбекистана в регионе Юго-Восточной Азии.
– Наши отношения последовательно развиваются на основе принципов взаимного уважения и традиционной дружбы. Взгляды и подходы наших государств по актуальным глобальным и региональным вопросам схожи или близки, – сказал Президент Узбекистана.
Выражена поддержка дальнейшего развития сотрудничества в области электроники и электротехники, информационных технологий, пищевой промышленности, туризма, образования
и других направлений, а также расширения партнерских отношений с ведущими малазийскими компаниями, особенно
в области нефтехимии.
В городах Ташкенте и Ургенче успешно осуществляет свою деятельность малазийский Университет «Бинари».
Активные обмены визитами также создают хорошую основу для встреч на высшем уровне.
Великобритания – страна с высоким политическим, экономическим и интеллектуальным потенциалом в мире – является долгосрочным и важным партнером Узбекистана.
В последние годы широкие связи между странами, основанные на принципах дружбы и взаимного уважения, стабильно развиваются и наполняются новыми проектами и конкретными программами.
Расширяется партнерство между парламентами, судебными органами, министерствами юстиции, образования и финансов.
Узбекистан и Великобритания наладили тесное сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций и других авторитетных международных структур.
В экономическом направлении растут высокими темпами объемы взаимной торговли.
Глава Узбекистана выразил заинтересованность в том, чтобы в полной мере задействовать огромный неиспользованный потенциал в области инвестиций и инноваций, а также предложил реализацию новых совместных проектов в сфере банковского дела и финансов, цифровой экономики, «зеленой» энергетики, геологии, химии и других приоритетных направлений.
Туркменистан является нашим ближайшим соседом, с которым мы живем бок о бок на протяжении многих веков, имеем общий язык, религию и обычаи.
С удовлетворением констатировалось, что отношения между нашими странами в последние годы вышли на новый уровень по всем направлениям – в политике, межпарламентских связях, торговле и экономике, транспорте, энергетике, водном и сельском хозяйстве, а также культурно-гуманитарной сфере.
Дальнейшему углублению стратегического партнерства послужили недавний визит Президента Узбекистана в Ашхабад, плодотворные переговоры с Национальным лидером туркменского народа, Председателем Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и Президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым.
– Мы имеем огромный потенциал для расширения торговых связей, укрепления сотрудничества в экономической сфере и реализации конкретных проектов, а также для увеличения перевозок и транзитных грузов, – отметил лидер Узбекистана.
Выражено намерение продолжить тесные многосторонние контакты, в частности, тесный диалог и практику взаимной поддержки в рамках Организации Объединенных Наций, других ведущих международных и региональных организаций.
Народная Республика Бангладеш – быстрорастущая страна в Южной Азии и во всем мусульманском мире, с которой активизировались взаимные контакты.
Приняты «дорожные карты» по политическим и торгово-экономическим направлениям. Намечены перспективы расширения партнерства в текстильной, сельскохозяйственной, фармацевтической, туристической отраслях, а также в реализации новых инвестиционных проектов и совместных программ.
В завершение церемонии Президент Узбекистана пожелал послам больших успехов в ответственной и почетной миссии, призвав их активнее работать и чаще выезжать в регионы, чтобы вывести отношения между нашими странами и народами на более высокий уровень.
Дипломаты выразили признательность за теплый прием, созданные условия для их плодотворной деятельности и заверили, что приложат все свои знания и усилия для дальнейшего развития двусторонних связей.
Многие страны по всему миру решили разработать свои собственные национальные подходы к регулированию использования Интернета. Такие попытки имели разную степень успеха, а иногда и неожиданные последствия. Это можно наблюдать во все большем числе стран, где в последние годы было принято решение просто ограничить доступ к интернет-контенту.
Сегодня в мире вряд ли найдется какое-либо государство, которое не применяет практику введения ограничений на использование Интернета. Степень препятствующих эффектов варьируется в широких пределах. Если технологии, реализующие Интернет, нейтральны, то их применение связано с общими особенностями национальной политической системы. Таким образом, законодательство о регулировании Интернета определяется политическими целями, следовательно, правила использования технологий в сети имеют национальное и политическое измерение.
Анализируя опыт правового регулирования распространения (незаконной) информации в Интернете в развитых странах, можно выделить три основные модели.
Первая модель - это «Фильтрация контента». Одним из основных средств такой фильтрации являются брандмауэры. Брандмауэры используются интернет-провайдерами как для защиты от вирусов и хакеров, так и для блокирования доступа к сайтам определенного направления. Представителем такого правового подхода к регулированию являются Соединенные Штаты.
Вторая модель предполагает ответственность провайдера за любые действия пользователя. Например, во Франции 19 марта 2000 года Сенат одобрил законопроект, который требует от интернет-провайдеров раскрывать информацию об авторах веб-сайтов любой заинтересованной третьей стороне под угрозой уголовной ответственности в виде тюремного заключения. Другой законопроект от 22 марта 2000 года обязал владельцев всех веб-сайтов страны регистрироваться, а интернет-провайдеров привлекал к уголовной ответственности за предоставление услуг хостинга неустановленным пользователям. В то же время авторы сайтов, размещенных на французских серверах, должны предоставить свои персональные данные интернет-провайдерам до того, как сайт станет доступен в Интернете. Как можно видеть, этот Закон устраняет анонимность и вводит цензуру на уровне интернет-провайдера.
Данию, Бельгию и Нидерланды можно рассматривать как представителей второй модели.
В Дании используется упрощенная процедура закрытия интернет-сайтов. Здесь право собственности на все интернет-ресурсы принадлежит государству. Достаточно подать заявление о закрытии сайта, обосновав необходимость прекращения работы сайта.
Комиссия по рассмотрению жалоб на интернет-сайты, оценив аргументы, может закрыть веб-сайт с незаконным содержанием.
Ответственность интернет-провайдеров за размещение любой незаконной информации на серверах предусмотрена национальным законодательством Бельгии.
Законодательство Нидерландов предусматривает обязанность провайдеров устанавливать специальное оборудование, позволяющее правоохранительным органам отслеживать информацию, а также хранить все записи пользователей, включая персональные данные, в течение трех лет.
Третья модель регулирования интернет-отношений освобождает провайдера от ответственности, если он выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена. Германию можно отнести к этой модели правового регулирования.
Согласно Федеральному закону о телекоммуникациях, административная ответственность интернет-провайдеров за размещение незаконного контента должна быть предусмотрена только в том случае, если они являются владельцами этой информации или сознательно распространяют ее со ссылкой на другие источники.
Согласно Закону Республики Узбекистан «Об информатизации», основными направлениями государственной политики в области информатизации являются следующее:
- реализация конституционных прав каждого гражданина Республики Узбекистан на свободное получение и распространение информации, обеспечение доступа к информационным ресурсам.
- создание всех благоприятных, всесторонних условий для доступа к международным информационным сетям и Всемирной паутине;
В частности, соответствующие министерства и ведомства Узбекистана в настоящее время работают над созданием условий для свободного доступа к иностранным социальным сетям и мессенджерам на территории республики.
Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» регулирует меры информационной безопасности и считается основополагающим, на основе которого регулируются общественные отношения при получении, использовании, хранении данных в области информационных технологий, в том числе информационной безопасности.
В соответствии со статьей 14 этого Закона информационная безопасность общества достигается путем обеспечения развития основ демократического гражданского общества, свободы средств массовой информации, предотвращения незаконного информационного и психологического воздействия на общественное сознание.
Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 127-I от 31 августа 1995 года присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах - Пакту Организации Объединенных Наций, основанному на Всеобщей декларации прав человека.
В 2020 году делегация Узбекистана во главе с г-ном Акмалом Саидовым, первым заместителем Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, директором Национального центра по правам человека, приняла участие в 128-й сессии Комитета ООН по правам человека (КПЧ), проходившей в Женеве.
Делегация Узбекистана представила пятый периодический доклад Узбекистана об осуществлении Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).
В своем вступительном слове глава делегации г-н А.Саидов представил подробную информацию об основных направлениях и достижениях реализации положений Пакта в Узбекистане.
В ходе интерактивного диалога эксперты Комитета приветствовали прогресс в развитии культуры прав человека в Узбекистане, достигнутый после избрания Шавката Мирзиеева Президентом страны. Эксперты с удовлетворением отметили сокращение численности заключенных, запрет на использование доказательств, полученных под пытками, а также прогресс в достижении гендерного равенства.
Особо следует отметить, что в действующее законодательство были внесены соответствующие поправки с целью либерализации уголовной ответственности. В частности, было отменено наказание в виде лишения свободы за клевету и оскорбление.
В последние годы было обеспечено восстановление технического доступа к веб-ресурсам ряда зарубежных изданий и правозащитных организаций. Среди них сайты «Голоса Америки», Eurasianet, BBC, Deutsche Welle, Amnesty International, Human Rights Watch, «Репортеров без границ» и др.
В "Индексе свободы прессы" за 2022 год Узбекистан улучшил свои позиции на 24 пункта по сравнению с прошлогодним рейтингом.
Подход Узбекистана к регулированию Интернета можно считать более либеральным по сравнению с другими развитыми странами. Регулирование доступа (ограничение контента) осуществляется в следующих областях:
- защита от негативного воздействия на молодое поколение и защита личных, персональных данных;
- защита от контента, который квалифицируется как террористический, экстремистский, радикальный или вызывающий ненависть.
В этом контексте мы дадим обзор статей законов Республики Узбекистан, в соответствии с которыми регулируется доступ к незаконному контенту или интернет-ресурсу, содержащему такую информацию.
В соответствии со статьей 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» —
Владелец веб-сайта и/или страницы веб-сайта или другого информационного ресурса, в том числе блогер, обязан не разрешать использование своего веб-сайта и/или страницы веб-сайта или другого информационного ресурса в сети Интернет, на которых размещена публичная информация, в следующих целях:
- пропаганда войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
- распространение информации, разжигающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;
- пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также подстрекательство к совершению самоубийства и другого запрещенного контента.
Как и во всем мире, актуальной проблемой является защита детей от травмирующего воздействия на их хрупкую психику негативной информации, которая может развить в ребенке порочные наклонности.
Из-за отсутствия жизненного опыта и их хрупкой психики дети больше других подвергаются влиянию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу и особенно через Всемирную паутину “Интернет”.
Закон Республики Узбекистан «О защите детей от информации, вредной для их здоровья», а именно статья 16, классифицирует информацию, вредную для здоровья детей.
Кроме того, согласно статье 18 Закона Республики Узбекистан "Об ограничении распространения и употребления алкогольных и табачных изделий", реклама алкогольных и табачных изделий не допускается. Наряду с этим, статья 23 Закона Республики Узбекистан "О рекламе" запрещает рекламу табака, табачных изделий и алкогольных напитков любой крепости.
Согласно «Положению о порядке регистрации и использования Доменных имен в Домене “UZ”» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 23 июня 2008 года под номером 1830), администратор доменного имени (владелец веб-сайта) несет ответственность за размещение информации, нарушающей законодательство Республики Узбекистан. Администратор доменного имени обязан принять немедленные меры, в пределах своих технических возможностей, для устранения правонарушения, связанного с его доменным именем, как только ему станет об этом известно.