Обратитесь в консульство
телефон


Новости Генерального консульства


Статья В1 Плана интервенции средств массовой информации в «Свободу Интернета в Узбекистане» на 2022 год по докладу международной неправительственной организации Freedom House  По-прежнему ли ограничен интернет-контент в Узбекистане?

Статья В1 Плана интервенции средств массовой информации в «Свободу Интернета в Узбекистане» на 2022 год по докладу международной неправительственной организации Freedom House По-прежнему ли ограничен интернет-контент в Узбекистане?

Многие страны по всему миру решили разработать свои собственные национальные подходы к регулированию использования Интернета. Такие попытки имели разную степень успеха, а иногда и неожиданные последствия. Это можно наблюдать во все большем числе стран, где в последние годы было принято решение просто ограничить доступ к интернет-контенту.

Сегодня в мире вряд ли найдется какое-либо государство, которое не применяет практику введения ограничений на использование Интернета. Степень препятствующих эффектов варьируется в широких пределах. Если технологии, реализующие Интернет, нейтральны, то их применение связано с общими особенностями национальной политической системы. Таким образом, законодательство о регулировании Интернета определяется политическими целями, следовательно, правила использования технологий в сети имеют национальное и политическое измерение.

Анализируя опыт правового регулирования распространения (незаконной) информации в Интернете в развитых странах, можно выделить три основные модели.

Первая модель - это «Фильтрация контента». Одним из основных средств такой фильтрации являются брандмауэры. Брандмауэры используются интернет-провайдерами как для защиты от вирусов и хакеров, так и для блокирования доступа к сайтам определенного направления. Представителем такого правового подхода к регулированию являются Соединенные Штаты.

Вторая модель предполагает ответственность провайдера за любые действия пользователя. Например, во Франции 19 марта 2000 года Сенат одобрил законопроект, который требует от интернет-провайдеров раскрывать информацию об авторах веб-сайтов любой заинтересованной третьей стороне под угрозой уголовной ответственности в виде тюремного заключения. Другой законопроект от 22 марта 2000 года обязал владельцев всех веб-сайтов страны регистрироваться, а интернет-провайдеров привлекал к уголовной ответственности за предоставление услуг хостинга неустановленным пользователям. В то же время авторы сайтов, размещенных на французских серверах, должны предоставить свои персональные данные интернет-провайдерам до того, как сайт станет доступен в Интернете. Как можно видеть, этот Закон устраняет анонимность и вводит цензуру на уровне интернет-провайдера.

Данию, Бельгию и Нидерланды можно рассматривать как представителей второй модели.

В Дании используется упрощенная процедура закрытия интернет-сайтов. Здесь право собственности на все интернет-ресурсы принадлежит государству. Достаточно подать заявление о закрытии сайта, обосновав необходимость прекращения работы сайта.

Комиссия по рассмотрению жалоб на интернет-сайты, оценив аргументы, может закрыть веб-сайт с незаконным содержанием.

Ответственность интернет-провайдеров за размещение любой незаконной информации на серверах предусмотрена национальным законодательством Бельгии.

Законодательство Нидерландов предусматривает обязанность провайдеров устанавливать специальное оборудование, позволяющее правоохранительным органам отслеживать информацию, а также хранить все записи пользователей, включая персональные данные, в течение трех лет.

Третья модель регулирования интернет-отношений освобождает провайдера от ответственности, если он выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационного обмена. Германию можно отнести к этой модели правового регулирования.

Согласно Федеральному закону о телекоммуникациях, административная ответственность интернет-провайдеров за размещение незаконного контента должна быть предусмотрена только в том случае, если они являются владельцами этой информации или сознательно распространяют ее со ссылкой на другие источники.

Согласно Закону Республики Узбекистан «Об информатизации», основными направлениями государственной политики в области информатизации являются следующее:

- реализация конституционных прав каждого гражданина Республики Узбекистан на свободное получение и распространение информации, обеспечение доступа к информационным ресурсам.

- создание всех благоприятных, всесторонних условий для доступа к международным информационным сетям и Всемирной паутине;

В частности, соответствующие министерства и ведомства Узбекистана в настоящее время работают над созданием условий для свободного доступа к иностранным социальным сетям и мессенджерам на территории республики.

Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» регулирует меры информационной безопасности и считается основополагающим, на основе которого регулируются общественные отношения при получении, использовании, хранении данных в области информационных технологий, в том числе информационной безопасности.

В соответствии со статьей 14 этого Закона информационная безопасность общества достигается путем обеспечения развития основ демократического гражданского общества, свободы средств массовой информации, предотвращения незаконного информационного и психологического воздействия на общественное сознание.

Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 127-I от 31 августа 1995 года присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах - Пакту Организации Объединенных Наций, основанному на Всеобщей декларации прав человека.

В 2020 году делегация Узбекистана во главе с г-ном Акмалом Саидовым, первым заместителем Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, директором Национального центра по правам человека, приняла участие в 128-й сессии Комитета ООН по правам человека (КПЧ), проходившей в Женеве.

Делегация Узбекистана представила пятый периодический доклад Узбекистана об осуществлении Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).

В своем вступительном слове глава делегации г-н А.Саидов представил подробную информацию об основных направлениях и достижениях реализации положений Пакта в Узбекистане.

В ходе интерактивного диалога эксперты Комитета приветствовали прогресс в развитии культуры прав человека в Узбекистане, достигнутый после избрания Шавката Мирзиеева Президентом страны. Эксперты с удовлетворением отметили сокращение численности заключенных, запрет на использование доказательств, полученных под пытками, а также прогресс в достижении гендерного равенства.

Особо следует отметить, что в действующее законодательство были внесены соответствующие поправки с целью либерализации уголовной ответственности. В частности, было отменено наказание в виде лишения свободы за клевету и оскорбление.

В последние годы было обеспечено восстановление технического доступа к веб-ресурсам ряда зарубежных изданий и правозащитных организаций. Среди них сайты «Голоса Америки», Eurasianet, BBC, Deutsche Welle, Amnesty International, Human Rights Watch, «Репортеров без границ» и др.

В "Индексе свободы прессы" за 2022 год Узбекистан улучшил свои позиции на 24 пункта по сравнению с прошлогодним рейтингом.

Подход Узбекистана к регулированию Интернета можно считать более либеральным по сравнению с другими развитыми странами. Регулирование доступа (ограничение контента) осуществляется в следующих областях:

- защита от негативного воздействия на молодое поколение и защита личных, персональных данных;

- защита от контента, который квалифицируется как террористический, экстремистский, радикальный или вызывающий ненависть.

В этом контексте мы дадим обзор статей законов Республики Узбекистан, в соответствии с которыми регулируется доступ к незаконному контенту или интернет-ресурсу, содержащему такую информацию.

В соответствии со статьей 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» —

Владелец веб-сайта и/или страницы веб-сайта или другого информационного ресурса, в том числе блогер, обязан не разрешать использование своего веб-сайта и/или страницы веб-сайта или другого информационного ресурса в сети Интернет, на которых размещена публичная информация, в следующих целях:

- пропаганда войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;

- распространение информации, разжигающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;

- пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также подстрекательство к совершению самоубийства и другого запрещенного контента.

Как и во всем мире, актуальной проблемой является защита детей от травмирующего воздействия на их хрупкую психику негативной информации, которая может развить в ребенке порочные наклонности.

Из-за отсутствия жизненного опыта и их хрупкой психики дети больше других подвергаются влиянию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу и особенно через Всемирную паутину “Интернет”.

Закон Республики Узбекистан «О защите детей от информации, вредной для их здоровья», а именно статья 16, классифицирует информацию, вредную для здоровья детей.

Кроме того, согласно статье 18 Закона Республики Узбекистан "Об ограничении распространения и употребления алкогольных и табачных изделий", реклама алкогольных и табачных изделий не допускается. Наряду с этим, статья 23 Закона Республики Узбекистан "О рекламе" запрещает рекламу табака, табачных изделий и алкогольных напитков любой крепости.

Согласно «Положению о порядке регистрации и использования Доменных имен в Домене “UZ”» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 23 июня 2008 года под номером 1830), администратор доменного имени (владелец веб-сайта) несет ответственность за размещение информации, нарушающей законодательство Республики Узбекистан. Администратор доменного имени обязан принять немедленные меры, в пределах своих технических возможностей, для устранения правонарушения, связанного с его доменным именем, как только ему станет об этом известно.

📅 30.08.2022

Новости Генерального консульства


Novosibirskdagi o‘zbekistonlik mehnat muhojirlari holidan xabar olindi
Новосибирск шаҳридаги “Толмачёво” халқаро аэропортида вужудга келган ҳолат юзасидан ахборот.
Совещание в МИД
В городе Кемерово прошел научно-просветительский вечер, посвященный жизни и деятельности Усмана Насыра
Информационное сообщение Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации
Обсуждается возможность создания центра узбекского языка и культуры в Сибири
О встрече с главой МИД Беларуси
Делегация из Узбекистана проводит переговоры в регионах Сибири
Встреча с делегацией Миссии по оценке потребностей БДИПЧ ОБСЕ
О церемонии вручения дипломов выпускникам УМЭД
Встреча с заместителем главы МИД Республики Корея
Встреча с Послом Испании
О церемонии вручения гуманитарного груза
Состоялось заседание Коллегии Министерства иностранных дел Республики Узбекистан
В Узбекистане для туристов снимаются все ограничения, наложенные ранее в связи с пандемией коронавируса.
Срок для граждан Узбекистана, не требующих регистрации в России, увеличен с 7 до 15 дней
В Новосибирске прошел Кубок Генконсульства Узбекистана по мини-футболу
Состоялась встреча с представителем строительной компании «Контур»
Уважаемые граждане!
Вниманию соотечественников, планирующих посетить или находящихся в Красноярске, а также других близлежащих регионах России
Срок пребывания граждан Узбекистан на территории России без регистрации продлен с 7 до 15 дней
В Узбекистане для туристов снимаются все ограничения, наложенные ранее в связи с пандемией коронавируса
Статья Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) на тему «Право на свободу и личную неприкосновенность – право, гарантированное Конституцией»
27-30 апреля с.г. сотрудники Генерального консульства посетили с рабочим визитом Якутию.