Предстоящие выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса (парламент) и Советы народных депутатов Узбекистана, намеченные на 27 октября, - не просто рутинное событие. Они знаменуют собой важную веху в демократическом пути страны, внося принципиальные изменения, которые обещают преобразить избирательный ландшафт. На недавнем заседании Центральной избирательной комиссии было представлено несколько ключевых нововведений, которые обеспечат большую эффективность, прозрачность и инклюзивность, делая эти выборы предметом глобального интереса.
Впервые в истории страны на выборах в Законодательную палату будет использоваться смешанная избирательная система, сочетающая мажоритарное и пропорциональное представительство. Это означает, что семьдесят пять депутатов будут избираться напрямую, а еще семьдесят пять - на основе партийного голосования. Эта система направлена на создание более сбалансированного и представительного законодательного органа, повышающего демократическую легитимность и обеспечивающего более широкий спектр политических мнений.
Одним из наиболее заметных достижений в избирательной системе Узбекистана является полная цифровизация деятельности избирательных комиссий. Внедрение информационной системы «Е-Сайлов» - это значительный шаг вперед, революционизирующий избирательный процесс. Эта цифровая платформа не только оптимизирует процесс, сокращая бюрократию и документооборот, но и обеспечивает более плавный, эффективный и прозрачный ход выборов. Она автоматизирует взаимодействие между избирательными комиссиями, политическими партиями, кандидатами, наблюдателями и СМИ, предоставляя в режиме реального времени статистические данные, информацию о кандидатах и интерактивные карты. Этот технологический скачок дает избирателям беспрецедентный доступ к важнейшей информации о выборах, делая избирательный процесс более инклюзивным и прозрачным.
Инклюзивность - еще один краеугольный камень этих выборов. Согласно новому избирательному законодательству, политические партии обязаны обеспечить, чтобы не менее 40 % их кандидатов составляли женщины, что является прогрессивным шагом на пути к гендерному равенству в политическом представительстве. Это требование не только приводит Узбекистан в соответствие с передовыми демократическими стандартами, но и обогащает политический дискурс за счет учета различных точек зрения.
Выборы проходят в условиях, когда обновленная Конституция значительно расширила полномочия парламента и представительных органов. Полномочия Законодательной палаты увеличились с 5 до 12, а Сената - с 12 до 18. Также были расширены функции парламента по надзору за исполнительной, судебной, правоохранительной и специальной службами. Кроме того, отменено руководство местными Советами народных депутатов со стороны хокимов (губернаторов), в результате чего 33 полномочия, ранее принадлежавшие хокимам, переданы местным Советам, что повышает их роль в решении важнейших государственных вопросов.
Лозунг «Мой выбор - моя процветающая Родина» не только передает дух этих выборов, но и отражает непоколебимую приверженность руководства Узбекистана демократическому государственному строительству и расширению прав и возможностей граждан. В выборах примут участие более 120 000 членов избирательных комиссий, 70 000 граждан и многочисленные международные наблюдатели, что еще раз подтверждает эту приверженность, выборы должны стать прозрачным и инклюзивным процессом.
В заключение следует отметить, что предстоящие выборы в Узбекистане создают замечательный прецедент, внедряя технологические инновации и обеспечивая инклюзивность. Эти инициативы, несомненно, проложат путь к более процветающему и демократическому будущему, демонстрируя приверженность Узбекистана продвижению демократических принципов и практик.
Эльдор Туляков,
Исполнительный директор,
Центр стратегии развития (Узбекистан)