Обратитесь в консульство
Консульские вопросы


Новости Узбекистана


В Узбекистане доля негосударственных СМИ превышает 60%

В Узбекистане доля негосударственных СМИ превышает 60%

В современном мире свобода слова и информации является ключевым элементом демократического общества. Узбекистан активно движется по пути укрепления конституционных прав граждан в этой важной сфере, стремясь создать благоприятные условия для свободного обмена информацией и развития информационного общества.

Страна остаётся твёрдо приверженной дальнейшему совершенствованию системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека. Предпринимаемые руководством страны усилия в данном направлении имеют целостный, устойчивый и необратимый характер.

В этой связи можно выделить следующие ключевые аспекты государственной политики в области получения и распространения информации:

Во-первых, создание условий для свободного выражения мнений, независимой и безопасной работы СМИ. Свобода слова и печати являются основополагающими принципами демократического общества. Узбекистан стремится обеспечить плюрализм мнений и предотвратить любые формы цензуры, что способствует развитию открытого и информированного общества.

Для этого сформированы и совершенствуются необходимые правовые основы, соответствующие международным нормам и рекомендациям.  На сегодняшний день в стране приняты более 10 профильных законов, среди них – «О гарантиях и свободе доступа к информации», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об информатизации» и т.д.

В соответствии с законодательством Узбекистана, журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности, и не допускается их преследование за публикацию критических материалов.

Кроме того, для дальнейшей либерализации деятельности СМИ и обеспечения прав журналистов в 2018 году в законодательстве были уточнены правовой статус журналиста и гарантии свободы журналистской деятельности, а также порядок аккредитации в стране представителей зарубежных СМИ в соответствии с современными требованиями.

Установлены также механизмы поддержки СМИ со стороны государства (предоставление льгот по налогам, другим обязательным платежам и тарифам, преференциям, предоставление государственных субсидий, грантов и социальных заказов, а также социальная поддержка работников редакций).

Последовательное расширение условий и возможностей для работы средств массовой информации отражается и на их количественных характеристиках. С 2016 г. и на сегодняшний день их общее число возросло на 49%, достигнув 2200. При этом общая доля негосударственных СМИ в стране составляет свыше 60%. Наряду с традиционными СМИ стремительно развиваются и интернет-издания, количество которых достигло 716, и их аудитория неуклонно растет.

Важно отметить, что в 2023 г. ряд вопросов обеспечения свободы информации были закреплены и на уровне Основного закона страны. Так, в принятой на всенародном референдуме новой редакции Конституции Республики Узбекистан обозначены гарантии обеспечения государством свободной деятельности масс-медиа, а также ответственность за вмешательство в работу СМИ.

Еще одним основным отличием новой редакции Конституции в части свободы информации является конкретизация правовых условий, при которых могут вводиться ограничения на поиск, получение, использование и распространение информации.

Подобные положения обозначались в Основном законе и ранее, но не были детализированы, что могло приводить к двусмысленному толкованию и использоваться для необоснованного ограничения прав граждан.

Поправками от 2023 г. устанавливается, что ограничения могут вводиться только по определенным основаниям и лишь в той мере, в какой это необходимо. Это представляет собой значительный шаг вперёд в обеспечении прозрачности, законности и соразмерности ограничений права на поиск, получение и распространение информации. Данные меры способствуют укреплению правового государства, защите прав и свобод граждан и повышению доверия общества к государственным институтам.

 В Конституцию страны также введено новое положение, гарантирующее свободный доступ к Интернету. Тем самым государство на конституционном уровне подтверждает свои обязательства создавать для этого все необходимые условия, в том числе в контексте поддержки процессов активной цифровой трансформации страны и расширения спектра онлайн-услуг, предоставляемых населению.

Во-вторых, обеспечение беспрепятственного и равноправного доступа к информации, включая усиление подотчётности органов государственной власти перед обществом. Это включает расширение доступа к данным о работе госорганов и социально значимой информации в целом. Доступность информации позволяет гражданам быть лучше информированными, принимать осознанные решения и активно участвовать в общественной жизни.

Открытость и прозрачность деятельности госорганов остаются одними из ключевых показателей эффективности системы общественного контроля, обеспечения непрерывного диалога между государством и гражданами, минимизации бюрократизма и противодействия коррупции. Именно полноценная реализация данного аспекта станет отражением заложенного Главой государства принципа: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Проводимая Республикой Узбекистан работа в этом отношении приобретает все более системный характер. Так, в дополнение к действующему Закону «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» с 2018 г. и до настоящего времени был принят ряд нормативных актов, направленных на кардинальное улучшение работы пресс-служб госорганов, повышение статуса пресс-секретарей до уровня заместителя руководителя ведомства.

Для руководителей и сотрудников информационных служб госорганов были установлены повышенные требования, включая своевременное и полноценное освещение ключевых событий и решений в рамках работы своих ведомств, а также оперативное реагирование на запросы журналистов и общественности.

В настоящее время совокупный штат пресс-служб министерств и ведомств насчитывает 778 пресс-секретарей и более 500 сотрудников.

Помимо этого, Агентством информации и массовых коммуникаций совместно с пресс-секретарями госорганов создан механизм оперативного реагирования на обращения граждан, а также критические и широко обсуждаемые информационные поводы в медиа пространстве. В рамках данной работы в СМИ, социальных сетях и мессенджерах были опубликованы более 10 тыс. ответов и экспертных мнений по выявленным материалам.

Новая редакция Конституции также обязывает государственные органы действовать прозрачно и открыто. Это означает, что все значимые решения и действия государственных учреждений должны быть публично обоснованы и задокументированы. Органы власти обязаны регулярно публиковать отчеты о своей деятельности и информировать общество о важных инициативах и программах.

В 2021 г., в соответствии с указом Президента возможности общественного контроля за деятельностью госорганов были расширены. Был утверждён перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в качестве открытых данных, чётко определены государственные органы и организации, разрабатывающие данные, а также порядок их публикации.

Успешно внедрена практика определения индикаторов открытости, ее оценки на основе передовых международных стандартов. Соответствующие национальные Индексы открытости были опубликованы по итогам 2022 и 2023 гг.

Вместе с тем в 2022 г. установлена ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления, в том числе за неразглашение общественно значимых сведений, несоблюдение срока и порядка публикации, либо фальсификацию информации.

В-третьих, защита прав граждан на неприкосновенность частной жизни и персональных данных. В эпоху цифровых технологий и больших данных государственная политика направлена на обеспечение безопасности личной информации граждан и предотвращение её неправомерного использования. Это включает разработку и внедрение правовых норм и технических решений для защиты персональных данных.

Данные вопросы регулируются профильным Законом Республики Узбекистан «О персональных данных» от 2 июля 2019 г. В частности, регламентируется необходимость обеспечения сбора, систематизации и хранения персональных данных граждан Республики Узбекистан на территории страны в целях пресечения рисков и угроз их утечки и неправомерного использования.

Вместе с тем необходимо отметить, что новая редакция Конституции также закрепляет право на защиту персональных данных в качестве личного права человека. Следовательно, их обработка допускается только с согласия человека. Отныне Основной закон создает гражданам прямую возможность требовать исправления недостоверных данных и уничтожения данных, собранных незаконным путём или более не имеющих правовых оснований, т.е. реализовывать установившуюся международную практику т.н. «права на забвение».

Такие поправки призваны способствовать защите частной жизни, повышению доверия к системам обработки данных, снижению рисков и злоупотреблений, развитию цифровой экономики и соответствию международным стандартам. В совокупности эти меры создают условия для более прозрачного, безопасного и устойчивого развития общества в цифровую эпоху.

Вместе с тем важным фактором формирования эффективной и саморегулируемой национальной медиа-среды на фоне различных глобальных вызовов остается развитие информационной грамотности населения. О необходимости удовлетворения потребностей граждан в качественном контенте и повышении навыков критического мышления неоднократно заявлял Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Актуальность данной задачи подтверждается и тем фактом, что дезинформация признается одной из главных краткосрочных глобальных угроз, согласно экспертному докладу Всемирного экономического форума. Кроме того, долгосрочное исследование медиапотребления в странах ЦА, проведенное Агентством США по международному развитию и неправительственной организацией Internews, показывает рост в Узбекистане доли граждан, не владеющих базовыми навыками работы с информацией в Интернете (с 3% в 2021 г. до 25% в 2023 г.).

Узбекистан продолжает курс на укрепление открытости, развивать плодотворное и конструктивное международное сотрудничество сфере обеспечения свободы слова и прессы с целью превращения СМИ в реальную «четвертую власть». Это непременно создаст необходимые условия для создания информированного, безопасного и прогрессивного общества, готового к вызовам и возможностям цифровой эпохи.

 

Азиз Енгалычев,

главный научный сотрудник

Института стратегических

и межрегиональных исследований

📅 22.07.2024

Новости Узбекистана


Состоялось посещение мебельного предприятия
Растет промышленный потенциал Чиланзара
Сфера услуг станет драйвером развития Шайхантахура
Гастротуризм меняет облик улицы Бунёдкор
Представлены планы по улучшению облика Ташкента
Определены дополнительные меры по обеспечению безопасности дорожного движения
Президент Узбекистана рассмотрел перспективные планы сотрудничества с компанией «Газпром нефть»
Представлены меры по обеспечению безопасной среды в махаллях
Лидеры Узбекистана и России обсудили вопросы дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества
Рассмотрена реализация реформ в Джизакской области
Доложено о достигнутых результатах и новых проектах в Наманганской области
Рассмотрены планы по развитию олимпийского движения
Представлены планы в сфере цифровых технологий
Государственные награды — знак внимания и доверия молодежи
Молодежь Узбекистана – золотое поколение, которому суждено написать новую страницу в истории страны
Шавкат Мирзиёев: Каждый успех нашей молодежи приумножают нашу силу
Вниманию граждан Узбекистана, планирующих поездку в Россию с 30 июня 2025 года
Обсуждены вопросы внешней торговли и транспорта
Созидательная работа в центре Кукдалы – образец для развития всех районов
Рассмотрены дополнительные возможности для развития Кашкадарьинской области
И фруктовый сад, и комплекс агротуризма
В Гиссараке построена еще одна малая гидроэлектростанция
Международный центр туризма в Мираки готов к приему гостей
Массив «Янги Узбекистон» – пространство для благоустроенной жизни
Президент побеседовал с представителями общественности Кашкадарьи
Кашкадарьинское предприятие стало частью глобальной цепочки поставок
Президент ознакомился с деятельностью предприятия-экспортера
Растет туристический потенциал Паркента
Из садов Паркента — на мировые рынки
Гостевые дома Паркента: сочетание национального колорита и возможностей для занятости