Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Узбекистан: рынок финансовых услуг в ускорении реформ

Узбекистан: рынок финансовых услуг в ускорении реформ

Текущее состояние и перспективы развития

За последние годы на рынке финансовых услуг Узбекистана значительно расширились объемы и виды услуг онлайн-банкинга через дистанционные сервисы и мобильные приложения. Процессы на отечественном рынке финансовых услуг в ушедшем году проходили на фоне постпандемических колебаний на мировых рынках, рецессионных процессов на финансовых рынках и конфликтных ситуаций в мире. 

Денежно-кредитная политика и инфляция

В 2022 году Центральный банк Узбекистана продолжал взвешенную монетарную политику с учетом ситуации на мировых рынках. Если Центральный банк в первом квартале года в связи с резкими изменениями на мировых рынках, неопределенностью и колебаниями на валютном рынке основных торговых партнеров повысил основную процентную ставку с 14% до 17%, то  во втором квартале после угасания напряженности на мировых рынках  и в связи с сохранением ряда инфляционных рисков принял решение о снижении основной ставки 10 июня до 16% и 22 июля до 15%.

Достижение 5-процентного инфляционного таргета, установленного в денежно-кредитной политике, отложено до конца 2024 года. В связи с усилением инфляционных рисков в течение 2022 года инфляция ускорилась, по сравнению с прошлым годом, и достигла 12,3%. Однако, по данным опросов, проведенных в октябре Центральным банком среди субъектов предпринимательства и населения, средние значения инфляционных ожиданий населения, по сравнению с опросами прошлого месяца, показали частичное снижение (с 15,2% до 15,1%) и рост бизнес-ожиданий (с 13,8% до 14, на 2%), тогда как медианные значения показали увеличение инфляционных ожиданий в обоих слоях (ожидания населения — с 11,8% до 12,3%; бизнес-ожидания — с 11,3% до 12%). В 2023 году уровень инфляции прогнозируется на уровне 9,5%.

Банковский сектор

В 2022 году количество кредитных организаций, оказывающих финансовые услуги в нашей стране, достигло 190 (177 на начало года). Из них 33 коммерческих банка, 157 небанковских кредитных организаций (77 микрофинансовых организаций, 79 ломбардов, 1 организация по рефинансированию ипотеки). 3 банка предоставляют дистанционные услуги в виде интернет-банкинга (TBC Bank, Anorbank, Uzum Bank).

По состоянию на 1 декабря 2022 года 78% всех активов банковской системы принадлежат государственным коммерческим банкам. Если в государственных банках отношение кредитных вложений к депозитам составило 231,4%, то в других коммерческих банках этот показатель был на уровне 80,3%. В стране общая сумма кредитных вложений банков составила 382,1 трлн. сумов (рост на 19%), по сравнению с прошлым годом), общий объем депозитов — 216,5 трлн. сумов. В соотношении депозитов к кредитам (56,7%) наблюдались положительные изменения, по сравнению с предыдущим периодом (44,7 %), структурно 25,6% остатков по кредитам приходились на долю физических лиц, 74,4% — на долю юридических, распределение депозитов составило 26,7% на 73,3%. При этом наблюдалось усиление активности физических лиц на 3-4%, по сравнению с прошлым годом.

По состоянию на 1 декабря 2022 года доля проблемных кредитов (NPL) в общем объеме кредитов по банковской системе составила в среднем 4% и уменьшилась на 1,7%, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, то есть общий кредитный портфель увеличен на 61,3 трлн. сумов, но NPL снизился до 3,1 трлн. сумов.

При этом 83,4% всего кредитного портфеля (318,8 трлн. сумов) приходится на долю 12 государственных банков, а остальная часть (63,3 трлн. сумов) — на долю 19 частных банков. За отчетный период, кроме Узагроэкспортбанка (95,8% доля NPL), снижение доли проблемных кредитов наблюдалось во всех государственных банках. И, наоборот, доля проблемных кредитов в частных банках увеличилась, по сравнению с предыдущим периодом, в Трастбанке (на 1,4%), Даврбанке (на 0,7%), Тенгебанке (на 1,3%), Анорбанке (на 0,9%), Зираатбанке (на 2,7%) и Равнакбанке (на 39,9%).

 

Кредитные вложения коммерческих банков отражали следующее состояние в разрезе отраслей: по состоянию на 1 декабря 2022 года объем кредитных вложений в промышленном секторе составил 126,5 трлн. сум. (33,1% от общего объема кредитов; рост на 9,9%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года); в сфере сельского хозяйства — 40,4 трлн. сумов (10,6%; рост 15,7%); строительном секторе — 10,1 трлн. сум. (2,6%; рост 6,9%); на предприятиях торговли и общих услуг — 29,1 трлн. сумов (7,6% ; рост 7,6%); сфере транспорта и коммуникаций — 28,4 трлн. сум. (7,4%; рост 0,2%); объем полученных физическими лицами кредитов составил 97,7 трлн. сумов (25,6%; рост 43,4%). Если в 2022 году объем выданных физическим лицам кредитов увеличился на 43,4%, по сравнению с предыдущим периодом, то объем кредитных вложений в сфере жилищно-коммунальных услуг уменьшился на 41,5%.

По состоянию на 1 декабря 2022 года общее количество пользователей системы дистаниционного банковского обслуживания составило 29 210 (20 203 на 1 января 2022 года, рост за 11 месяцев на 45%), из них 28 046 — физические лица (19 235 тыс., 46%) и 1 164 — юридические  (968,6, 20%). По состоянию на 1 октября 2022 года в ЦБ зарегистрированы 46 платежных организаций интернет-банкинга (10 из которых лицензированы в 2022 году), 15 систем электронных денег (5 из которых лицензированы в 2022 году).

Страховой рынок

По состоянию на 1 октября 2022 года в сфере финансовых услуг действовала 41 страховая организация, из них 25 являются членами Фонда гарантирования выплат. Страховыми организациями за этот период привлечены страховые выплаты на 1,9 трлн. сумов (рост на 137%, по сравнению с предыдущим периодом) и 4,5 трлн. сум. (73%) рассчитаны как страховые премии. Страховые выплаты составили 63% от общей суммы выплат по страхованию жизни, 28% — по добровольному страхованию и 9% — по обязательному страхованию. За 9 месяцев 2022 года страховые организации внесли в экономику 4,4 трлн. сум. (рост на 22%), при этом  58%  инвестиций были размещены в коммерческих банках в виде депозитов, 29% — в виде ценных бумаг, 8% — недвижимости, а также 3% — в уставный фонд организаций и в виде других инвестиций.

 

Реформы в 2022 году и планы на перспективу

В 2022 году был реализован ряд реформ в банковско-финансовой сфере и на рынке капиталов. Вступил в силу ряд изменений, предусмотренных на 2022 год в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В частности, обновлен состав наблюдательных советов коммерческих банков с долей государства и увеличено количество независимых членов в составе наблюдательного совета с 27 до 35 (32%); введен KPI для деятельности управления коммерческих банков с государственной долей; упразднена ревизионная комиссия в коммерческих банках с долей государства; достигнуты договоренности и подписаны документы с рядом международных организаций по трансформации таких банков, как Асакабанк, Халкбанк и Туронбанк,  а также по разработке долгосрочной стратегии; Ипотекабанк в процессе приватизации был продан венгерскому коммерческому банку OTP Bank.

В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в ближайшие годы в банковско-финансовом секторе предусмотрены:

- увеличение доли частного сектора в банковской системе с текущих 18% до 60% и доведение объема фондового рынка до 7 миллиардов долларов;

- снижение налога на прибыль в банковской и финансовой сферах с нынешних 20% до 15%;

- создание «Банка развития» для развития промышленности и инфраструктуры в регионах;

- разработка и утверждение «дорожных карт» по массовому размещению акций Халкбанка, «Кишлок курилиш банка, Микрокредитбанка, Агробанка, Узнацбанка через фондовую биржу до конца 2023 года;

- разработка программ по развитию современных финансовых услуг, операций и технологий, а также безналичных расчетов.

В недавнем Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и народу Узбекистана определен ряд реформ и изменений, которые должны быть реализованы в сфере финансов и финансовых услуг. В частности, было объявлено, что в 2023 году около тысячи государственных предприятий будут выставлены на продажу. Также 10 крупнейших компаний и коммерческих банков страны будут выставлены на открытые первичные торги акциями — IPO. Такие изменения, в свою очередь, послужат ускорению реального экономического роста за счет вовлечения сбережений населения в инвестиционную активность, повышения финансовой грамотности, роста оборотного капитала.

Прогноз основных показателей макроэкономического развития

Центральным банком на основе двух сценариев был дан прогноз показателей макроэкономического развития денежно-кредитной политики на 2023 и 2024-2025 годы.

В основном, сценарии макроэкономического развития определяются как внешними условиями — продолжением неопределенности геополитической ситуации, тенденцией к снижению цен на рынках энергоресурсов и сырья, а также условиями внутренней среды — продолжением структурных реформ, сокращением роли государства в экономике, усилением активности в частном секторе и решениями фискальной политики.

Альтернативный сценарий макроэкономического развития был подготовлен исходя из вероятности сокращения производства и совокупного предложения под влиянием изменения климата, снижения уровня внешнего спроса, уменьшения валютных потоков, поступающих по различным каналам, на фоне усиления внешних рисков и глобальной рецессии.

Центральный банк при составлении прогнозов учитывал следующие внешние условия. По прогнозам основного сценария, цена на нефть в 2023 году составит 80-90 долл./баррель (по условиям альтернативного сценария — 50-60 долл./баррель), высокая волатильность национальных валют основных торговых партнеров не ожидается (национальные валюты основных торговых партнеров значительно обесценятся), цена на золото формируется примерно на уровне 1600-1650 долл./унцию (1500-1600 долл./унцию). Также в 2023 году объем международных денежных переводов в Узбекистан уменьшится, по сравнению с объемом 2022 года, а дефицит счета текущих операций платежного баланса составит 4-6% (7-9%) ВВП.

По основному (альтернативному) сценарию показателей макроэкономического развития, представленному Центральным банком, были сделаны следующие прогнозы:

- годовая инфляция на конец 2022 года составит 12-12,5%, в 2023 году — 8,5-9,5% (по альтернативному сценарию — 7-8%), 2024 году — 5-6% (6-7%), 2025 году — 5% (5-6%);

- рост реального ВВП в конце 2022 года составит 5,2-5,8%, в 2023 году — 4,5-5% (3-3,5%) (по данным Минфина — 5,3%), 2024 году — 5-6% (4-4,5%), а в 2025 году — 6-6,5% (4-5%);

- рост прямых иностранных инвестиций до конца 2022 года составит 5-6%, в 2023 году — 20-30% (снижение на 15-25%), 2024 году — 20-25% (5-15%), 2025 году — 10-15% (30-35%);

- в общем фискальном балансе до 2025 года прогнозируется дефицит, в конце 2022 года дефицит по отношению к ВВП будет на уровне 4-4,5%, 2023 году — 3-3,5% (4-4,5%), 2024 году — 2-2,5% (3,5-4%), а в 2025 году — 2% (3%);

- в  2022 году ожидался рост экспорта (без учета золота) на уровне 20-25%, в 2023 году ожидается на уровне 13-17% (5-7%), 2024 году — 10-12% (7-9%), 2025 году — 9-10% (9 -10%), а импорт в конце 2022 года составит 17-20%, 2023 году — 14-15% (8-10%), 2024 году — 12-14% (8-9%) и 2025 году — 8-10% (10-11%);

- остаток кредитных вложений в конце 2022 года вырастет на 17-19%, 2023 году — на 15-16% (10-12%), 2024 году — на 16-17% (12-14%), 2025 году — на 14-15% (14-15%).

Жаъфар Хидиров, 

Суннатулла Зикриллаев,

Центр экономических исследований и реформ

 

г.Ташкент 

📅 23.03.2023

Новости Узбекистана


Исторический обзор
Новый Узбекистан: устремленный в будущее
Доверие к Узбекистану - стимул для инвестиций
Новый день, новая пора, дыхание новой жизни
Приветственное слово Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжествах, посвященных всенародному празднику Навруз
Президент Узбекистана поздравил лидера России с уверенной победой на президентских выборах
Узбекистан: укрепление позиций женщин в обществе – ключевой фактор устойчивого развития
Защита прав женщин – приоритетное направления деятельности Омбудсмана Узбекистана
Культурный туризм в Узбекистане: сочетание традиций и наследия
Экотуризм в Узбекистане: Путь к устойчивому развитию
Узбекистан на высохшем дне Арала создаст зеленый покров
Поздравляем народ Узбекистана
Искренние поздравления зарубежных партнеров
Женщины Узбекистана – активные и инициативные участницы демократических перемен в стране
Госпрограмма Узбекистана на 2024 год предусматривает полный охват населения, нуждающегося в социальной защите
Узбекистан стала площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности криптокомпаний
Узбекистан – страна, где почитают женщин
Туризм становится одним из ведущих секторов экономики Узбекистана
Молодежь – творцы Нового Узбекистана
Узбекистан открыл регистрацию на третий Ташкентский международный инвестиционный форум
Узбекистан стремится, чтобы получающий помощь человек чувствовал себя полноценным членом общества
Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила предложенную Узбекистаном резолюцию
Акмал Саидов: Узбекистан всегда готов к практическому диалогу с ООН и ее институтами, а также к широкому и взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами мира
ISSV: В 2024 году в Узбекистане планируют реализовать 7656 проектов общей стоимостью 11,6 млрд долларов в рамках региональных инвестиционных программ
Пятьсот новых рабочих мест и экспорт всей продукции
Президент: Этот мост – мост единства и сотрудничества между узбекским и каракалпакским народами
Определены задачи по совершенствованию системы технического регулирования
Определены задачи по совершенствованию системы технического регулирования
Президент Узбекистана искренне поздравил Президента Турции с юбилеем
МИПТ: В Узбекистане в 2024 году запланирована реализация 7656 региональных инвестиционных проектов стоимостью 11,6 миллиарда долларов