Обратитесь в консульство
телефон


Новости Узбекистана


Статус учителя в конституции: твердая почва третьего ренессанса

Статус учителя в конституции: твердая почва третьего ренессанса

Сегодня опасные события, происходящие в разных уголках мира, требуют от человечества повышения осознанности и бдительности, укрепления сотрудничества на пути мира и развития. Естественно, в решении этих глобальных вопросов важна роль молодежной политики и реформ образования.

Когда мы говорим о роли образования в развитии человека, уроки наших прадедов вновь и вновь оживают в нашем воображении. Махмудходжа Бехбуди остановился в этом отношении и сказал: «Я делаю тебе завещание. Похлопайте по головкам учителей, которые трудятся на пути образования! Поднимите раздор из середины! «Не оставляй детей Туркестана без знаний».

Призывы и воззвания наших предков-патриотов по этому поводу становятся важной программой в проводимых сегодня в нашей стране реформах. Когда президент говорит о необходимости конституционных реформ, особое внимание он уделяет вопросу образования, науки и инновационного развития, особенно всемерной поддержке учителей.

Это подчеркнул глава нашего государства в своем Послании Олий Мажлису и народу, сказав, что «Повышение качества образования – единственно правильный путь развития Нового Узбекистана». Отмечено, что статус педагогов, защита их чести и достоинства должны быть определены отдельно в Конституции.

Естественно задаться вопросом, почему статус учителей должен быть защищен на уровне Конституции, и не заслуживают ли другие профессии такого внимания. Укрепление уважения к учителям и тренерам на уровне Конституции – это фактически вопрос человеческого уважения и человеческого достоинства. Ведь качество образования невозможно обеспечить без учителя, который доволен жизнью и владеет современными знаниями. Для этого необходимо позаботиться о социальном и материальном благополучии учителя, поставить на место его уважение.
Если мы посмотрим на международный опыт в этом отношении, экономическое чудо в азиатских странах, таких как Япония и Китай, связано с реформой образования. Или взять опыт Кореи и Сингапура. Это были отсталые страны в 60-е годы прошлого века. В результате очень разумных инвестиций в образование эти страны сегодня стали самыми передовыми странами Азии.

Приходится констатировать, что если раньше под Конституцией в большинстве случаев подразумевался статус государственных органов, то сейчас статус учителя, который так же важен, как вода и воздух для будущего каждого из нас и наших детей, усиленный. Новая норма призвана принять комплексные меры по недопущению необоснованного вмешательства государственных органов и иных организаций в деятельность школ и учителей, унижения достоинства и достоинства педагогов, принуждения их к труду, воспрепятствования образовательному процессу, нарушения прав педагогов. учителя.

Было бы правдой, если бы мы сказали, что ситуации с принудительным трудом, волнующие наш народ на протяжении многих лет, также были следствием пробелов в правовом статусе учителей. В результате правового пробела продолжались различные случаи агитации органов исполнительной власти, унижающих честь и достоинство учителей. Также факт, что учителя заняты нелогичной деятельностью, такой как сбор государственного долга, формирование различных списков и заполнение пустых залов на скучных мероприятиях.

В связи с этим в 2018 году Президент Республики Узбекистан подписал указ, запрещающий привлечение работников народного образования к работам, не связанным с должностными обязанностями, принудительным работам, в том числе по благоустройству и озеленению районов и городов, сезонным сельскохозяйственным работам и другим видам работы, а широкая общественность также активно участвует в повышении ценности учителей, допустимо упомянуть отдельно.

Определение статуса учителя на уровне Конституции показывает, что государство привержено коренным реформам в науке, просвещении и образовании. Права, свободы и обязанности учителя закреплены в Основном законе, который не позволяет их каким-либо образом ограничивать.

Следует отметить, что данная конституционная норма служит обеспечению гарантий социальной поддержки педагогов, осуществления ими профессиональной деятельности, создания организационно-правовых условий для повышения их социального статуса и репутации, а также реализации их прав и законные интересы. Также новая система сделает профессию учителя привлекательной не только в финансовом, но и в интеллектуальном плане. А это значит, что вместо него будут мобилизованы все силы, средства и усилия для должного поощрения труда педагогов.

Следует отдельно отметить, что в век интенсивной информации, в котором мы живем, вчерашние знания не соответствуют сегодняшним. В частности, 20 лет назад под грамотностью в основном понимали чтение книги или текста, а сегодня вместе со знаниями нужно уметь применять их на практике. Формирование у учащихся свободного и творческого мышления, навыков работы в команде и общения требует от преподавателя постоянной работы над собой и ежедневного приобретения современных знаний. В этом смысле новая норма дает большую мотивацию и импульс профессиональному и личностному развитию педагогов.

Следует отметить, что принцип свободы педагога закреплен в пункте 7 рекомендации ЮНЕСКО от 5 июля 1966 г. «О статусе учителей». Также положения, аналогичные этой норме, установлены в конституциях Германии, Португалии, Уругвая, Эквадора, Египта. Данная норма служит тому, чтобы государственные органы и иные организации не допускали унижения достоинства и достоинства педагогов, их принудительного труда, любых форм воспрепятствования образовательному процессу, нарушения прав педагогов.

Также усиление государством профессионального роста и социальной и материальной поддержки более 685 тысяч педагогов, работающих в нашей стране, в конечном итоге послужит дальнейшему повышению их социального статуса и авторитета в обществе.

Ихтиёр Беков,

профессор Ташкентского государственного юридического университета

📅 17.03.2023

Новости Узбекистана


Страны Центральной Азии и Совет сотрудничества арабских государств Залива: синергия потенциалов
Уроки гения пера
В мае Узбекистан соберет фольклористов и ожидает туристов со всего мира
В Узбекистане экостикеры для авто будут обязательны
Узбекистан-Казахстан: приверженность единой истории и общему процветанию
Узбекистан: глобальное партнерство в социальном секторе открывает безграничный доступ к знаниям
Страна, которая живет в мире и согласии
Узбекистан: равные возможности - ключевой элемент социальной справедливости
Оценка детской бедности в Республике Узбекистан (+инфографика)
Дни культуры Узбекистана прошли в Новосибирске
Рассмотрены вопросы усиления мер по обеспечению общественной безопасности
Исторический обзор
Новый Узбекистан: устремленный в будущее
Доверие к Узбекистану - стимул для инвестиций
Новый день, новая пора, дыхание новой жизни
Приветственное слово Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжествах, посвященных всенародному празднику Навруз
Президент Узбекистана поздравил лидера России с уверенной победой на президентских выборах
Узбекистан: укрепление позиций женщин в обществе – ключевой фактор устойчивого развития
Защита прав женщин – приоритетное направления деятельности Омбудсмана Узбекистана
Культурный туризм в Узбекистане: сочетание традиций и наследия
Экотуризм в Узбекистане: Путь к устойчивому развитию
Узбекистан на высохшем дне Арала создаст зеленый покров
Поздравляем народ Узбекистана
Искренние поздравления зарубежных партнеров
Женщины Узбекистана – активные и инициативные участницы демократических перемен в стране
Госпрограмма Узбекистана на 2024 год предусматривает полный охват населения, нуждающегося в социальной защите
Узбекистан стала площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности криптокомпаний
Узбекистан – страна, где почитают женщин
Туризм становится одним из ведущих секторов экономики Узбекистана
Молодежь – творцы Нового Узбекистана