Обратитесь в консульство
телефон


Инвестиции и экспорт


О сделанном в прошлом году и планах на наступивший

О сделанном в прошлом году и планах на наступивший

Эффективная деятельность транспортной сферы очень важна для стабильности экономического развития, благосостояния населения, обеспечения национальной безопасности любой страны. Эта отрасль представляет собой сложную экономическую систему, охватывающую всех пассажиров на воздушном, наземном, водном транспорте, а также грузоперевозки. О том, что было сделано в прошлом году в этой сфере и что планируется в текущем.

 

Итоги 2022 года

В 2022 году в транспортном секторе объем оказанных услуг вырос на 12,4%, услуг автотранспорта — на 6,5%, пассажирооборот — на 5,6%. Между тем, замедлились темпы роста по показателю грузооборота с 11,8% в 2021 г. до 0,5% в 2022 году.

Возобновление международного автобусного сообщения. С 12 апреля прошлого года восстановлены регулярные международные автобусные маршруты между Узбекистаном и Казахстаном. С 15 апреля 2022 года возобновлен международный автобусный маршрут «Ташкент—Бишкек» в Кыргызскую Республику, каждый день совершается 2 рейса. Возобновлен международный автобусный маршрут «Ташкент—Ходжанд» по Таджикистану. 20 февраля был открыт регулярный международный маршрут «Коканд—Ходжанд», а 3 июня «Янгиер—Истаравшан» и «Ташкент—Истаравшан». Было восстановлено автобусное сообщение с Россией. В частности, с 18 июля 2022 года были возобновлены регулярные международные автобусные маршруты «Ташкент—Москва», «Ташкент—Казань», «Ташкент—Санкт-Петербург», «Ташкент—Новосибирск», «Ташкент—Нижний Новгород», «Ташкент—Омск» и «Ташкент—Пермь».

Кроме того, 8 сентября 2022 года впервые через электронную информационную систему e-tender.uztrans.uz был проведен открытый тендер по регулярным международным автобусным маршрутам (9 лотов), по итогам которого были определены победители и подписаны договоры.

В сфере общественного транспорта также были закуплены 85 средневместимых автобусов SAZ LE-60 и 190 крупнотоннажных автобусов MAN, введены 17 новых маршрутов наземного общественного транспорта и повышена пропускная способность на 50 загруженных перекрестках.

В сфере воздушного транспорта  в январе-ноябре 2022 года Узбекистан наладил новые авиарейсы с такими странами, как США, Великобритания, Германия, Египет, Индия, Грузия, Таджикистан, Афганистан, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Латвия, Азербайджан, Южная Корея, Россия, Турция, ОАЭ, Казахстан, Кыргызстан и Беларусь. Соответственно, число зарубежных авиакомпаний, совершающих регулярные рейсы в Узбекистан, увеличено до 31, а количество маршрутов доведено до 59.

В апреле, накануне визита Президента Турецкой Республики в Узбекистан, органами авиационных властей двух стран достигнута договоренность об осуществлении дополнительных рейсов по действующим в настоящее время маршрутам (Ташкент—Стамбул 14+3, Самарканд—Стамбул 3+1, Фергана—Стамбул 2+1, Ургенч—Стамбул 1+1). 

В рамках реализации программы «Восточный хаб», в целях создания благоприятных условий для жителей Ферганской долины, часто летающих из аэропорта соседнего города Ош, с февраля 2022 года налажены регулярные авиарейсы из городов Наманган и Фергана в ряд городов Российской Федерации.

С января 2022 года, после длительного перерыва в программе паломнического туризма в связи с пандемией, АО Uzbekistan Airways совместно с Управлением мусульман возобновил ежедневные рейсы для узбекских паломников в города Джидда и Медина в рамках программы «Умра-2022».

В качестве еще одного значимого события в сфере воздушного транспорта следует выделить открытие 18 марта нового аэродромного комплекса Самаркандского международного аэропорта, а с 1 октября нынешнего года в Самаркандском международном аэропорту введен режим «Очик осмон» («Открытое небо»).

Наряду с вышеперечисленными мероприятиями, совместно с экспертами Всемирного банка была разработана новая  бизнес-модель авиакомпании Uzbekistan Airways. Авиакомпания перешла на гибридную бизнес-модель и запустила новые низкобюджетные транспортные услуги Uzbekistan Express, вследствие чего тарифы, по сравнению с другими маршрутами, были снижены в среднем на 20 процентов.

В рамках действующей программы «Паломнический туризм» введены скидки до 50% к объявленным тарифам на основные виды наземных услуг, оказываемых воздушным судам иностранных авиакомпаний по перевозке пассажиров. В настоящее время на внутренних линиях Республики Узбекистан регулярные авиарейсы выполняются авиакомпаниями Uzbekistan Airways, Qanot Sharq и Humo Air. 

В сфере развития международных транспортных коридоров, логистики и транзита в январе 2022 года в рамках визита Министерства транспорта Республики Таджикистан была создана Узбекско-Таджикская совместная комиссия с целью обсуждения и развития сотрудничества между сторонами в сфере международных автомобильных перевозок. В январе также был  разработан и направлен иранской стороне проект меморандума о создании международного транспортно-транзитного коридора с использованием порта Чобахар. Кроме того, между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Азербайджанской Республики подписано соглашение о международном автомобильном сообщении.

За 9 месяцев прошлого года доли объемы перевозимых грузов  по основным транспортным коридорам нашей страны выглядели следующим образом:

Узбекистан—Казахстан/Кыргызстан—КНР —  41,3% (13,5 млн. т),

Узбекистан—Казахстан—РФ—страны Европы  — 23% (7,5 млн. т),

Узбекистан—Казахстан—РФ — 19% (5,9 млн. т),

Узбекистан—Туркменистан/Казахстан—Азербайджан—Грузия—Турция — 8% (2,6 млн.  т),

Узбекистан—Туркменистан—Иран —  7,7% (2,5 млн. т),

Узбекистан—Афганистан—Пакистан—Индия — 2%  (0,6 млн т). 

 

Доля грузоперевозок по транспортным коридорам в январе-октябре 2022 г.

В прошлом году был проведен ряд работ и в области дальнейшего развития международных железнодорожных коридоров.

Для разработки технико-экономического обоснования проекта по  строительству железной дороги «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар» был составлен ортофотоплан (первоначальный фотографический план места) по маршруту и в третьем квартале 2022 года проведена полевая экспедиция.

14 сентября в рамках Самаркандского саммита ШОС было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги «Китай—Кыргызстан—Узбекистан». Было также разработано технико-экономическое обоснование этого проекта Первым проектно-исследовательским институтом Китайской железнодорожной строительной корпорации.

Турецкая сторона присоединилась к подписанному 5-стороннему Протоколу о развитии мультимодального маршрута «Китай—Кыргызстан— Узбекистан—Туркменистан—Азербайджан—Грузия», предусматривающему применение до 70% скидок на железнодорожные тарифы между странами.

28 октября 2022 года в ходе 6-го заседания министров транспорта Организации тюркских государств был дан старт проекту системы электронного обмена разрешительными бланками (E-permit) между Министерством транспорта Республики Узбекистан и Министерством транспорта и инфраструктуры Турции.

 

Планы 2023 года

В целях продолжения реформ в транспортной сфере в наступившем году планируется реализовать следующие меры.

В области железнодорожного транспорта для создания удобств национальным экспортерам при перевозки грузов железнодорожным транспортом предусматривается сохранить скидки на тарифы железнодорожных перевозок по основным международным маршрутам, повысить эффективность деятельности АО «Узбекистон темир йуллари» и сократить время обслуживания клиентов минимум на 30% за счет цифровизации, создать информационную систему онлайн-мониторинга движений пассажирских поездов и внедрить «программу лояльности пассажиров» системы продажи электронных билетов. 

В целях широкого вовлечения частного сектора в железнодорожную отрасль также планируется отделить друг от друга естественно-монопольный и конкурентный сегменты этой сферы и  развивать  по отдельности  монопольную часть  и конкуретные направления, свободные привлечь инвестиции частного  сектора.

В сфере воздушного транспорта будут открыты новые авиарейсы из Ташкента в Китай и Чехию, а количество авиарейсов в Нью-Йорк, Дели, Лондон, Франкфурт, Париж и Милан будут увеличены с 17 до 23 в неделю. Предусматривается налаживание более 30 еженедельных авиарейсов из Самарканда в такие страны, как Индонезия, Малайзия, Бангладеш, ОАЭ, Саудовская Аравия, Индия, Китай, Израиль и Турция.

Количество авиакомпаний-резидентов, действующих в нашей республике, будет доведено до 5 (из них 4 — с долей частного сектора). В результате авиакомпаниями-резидентами будут выполняться регулярные рейсы по 45 внутренним и 120 международным направлениям. Для удовлетворения спроса на внутренние и международные авиарейсы 5 авиакомпаниями-резидентами Узбекистана планируется ввезти 20 самолетов.

Авиакомпанией Humo air будут осуществляться 32 регулярных еженедельных авиарейса из Ташкента в Бухару, Ургенч, Фергану, Карши, Нукус, Наманган, Самарканд и Термез. Кроме того, будут предприняты меры по модернизации международных аэропортов «Бухара» и «Ургенч» на основе государственно-частного партнерства.

В настоящее время для развития внутреннего и въездного туризма АО Uzbekistan airports проводит работу по созданию нового дочернего предприятия Silk Avia (лоукост-авиакомпания). Планируется выполнять авиарейсы на самолетах ATR72-600 (турбовинтовой самолет, рассчитанный на перевозки до 1300 км), которые могут осуществлять перевозку 70-78 пассажиров, и благодаря запуску новой авиакомпании соединить во внутренних маршрутах все крупные города нашей республики со стыковочными рейсами.

В направлении транспортных коридоров будут проведены переговоры между транспортными ведомствами Узбекистана и Афганистана по снижению сборов, обеспечению безопасности, поддержанию в надлежащем состоянии инфраструктуры перевала «Саланг» и разработано соглашение о развитии транзитного коридора «Узбекистан—Афганистан—Пакистан». По строительству железной дороги «Мазари-Шариф—Кабул—Пешавар» будут проведены переговоры с международными финансовыми организациями для определения источников финансирования разработки технико-экономического обоснования.

В рамках проекта строительства железной дороги «Китай—Кыргызстан—Узбекистан» планируется достичь договоренности со сторонами по определению источников финансирования и завершить разработку технико-экономического обоснования проекта в первом полугодии 2023 года. Будут также проведены переговоры со странами ЕС (Латвия, Литва, Польша, Германия и др.) для получения дополнительных разрешительных бланков на международные автомобильные перевозки и увеличения квот, установленных на 2023 год.

Общественный транспорт.  Для увеличения охвата населения общественным транспортом будет пересмотрена схема существующих 4 945 маршрутов в регионах с учетом спроса населения, а также открыты 48 новых маршрутов пассажирского транспорта. Также с целью развития инфраструктуры общественного транспорта планируется построить и реконструировать 25 автостанций и автовокзалов в регионах.

Для обновления структуры движения общественного транспорта перевозчиками будут закуплены 1120 автобусов и 580 микроавтобусов. На импорт новых автобусов и микроавтобусов будет распространяться беспроцентная рассрочка налога на добавленную стоимость на два года.

Постепенно на маршрутах городских пассажирских перевозок будут использоваться экологически чистые электробусы. Для закупки 453 современных электробусов и зарядных устройств для них будут привлечены льготные долгосрочные кредиты зарубежных финансовых институтов под государственную гарантию. В целях поддержки закупки электробусов субъектами предпринимательства будет введена система покрытия части их стоимости из государственного бюджета.

В целях дальнейшего развития системы общественного транспорта в Ташкенте намечено завершить II этап строительных работ и передать в эксплуатацию участок «Куйлюк—Курувчилар», состоящий из 7 станций надземной кольцевой линии метро протяженностью 12,3 км. В результате сетью метро будут охвачены 82 тысячи жителей в 21 махаллях и 9 крупных объектов (торговый комплекс Tashkent INDEX, Ташкентский металлургический завод, Ташкентский экзаменационный центр, завод IMZO, Инфекционная больница и др.). Кроме того, будут созданы 52 новых маршрута наземного общественного транспорта (4 магистральных, 5 кольцевых, 30 связывающих и 13 подвозных маршрутов). Также в 2023 году планируется пополнить парк общественного транспорта Ташкента на 1000 новых автобусов.

В целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного транспорта и улучшения качества предоставляемых транспортных услуг будет разработана новая система финансирования перевозчиков, исходя из объема выполненных работ по критериям «пройденный путь» и «качество». С целью повышения эффективности деятельности перевозчиков и улучшения качества автомобильных перевозок будет введен рейтинг перевозчиков.

***

В заключение стоит отметить, что запланированные на 2023 год меры в транспортной отрасли послужат развитию экономики страны и будут способствовать дальнейшему повышению благосостояния народа.

 

Зарина Косимова,

Шарофиддин Шамсиддинов,

ЦЭИР

📅 04.05.2023