Анализ взаимодействия Узбекистана
и Казахстана
Ввиду отсутствия прямого доступа к морским перевозкам Узбекистан в развитии внешней торговли опирается на транзитные возможности стран-соседей. Особое значение в этом отношении имеет Казахстан. На сегодняшний день автомобильные и железные дороги двух государств взаимно интегрированы. Высокая транспортная связанность способствует динамичному росту двусторонней торговли, объем которой по итогам 2023 года превысил 4 миллиарда долларов.
Казахстан и Узбекистан расположены на пересечении мировых торговых путей, что стимулирует их сотрудничество в сфере транспортных коммуникаций как внутри региона, так и за его пределами.
В динамике внутрирегионального партнерства за последние годы стороны согласовали несколько важных инициатив, среди которых особо выделяется проект строительства автомобильной и железной дороги Учкудук — Кызылорда. План совместных действий по реализации данного маршрута был принят лидерами двух государств в декабре 2021 года. Будущая магистраль свяжет Кызылординскую область Казахстана с промышленной Навоийской областью Узбекистана и Республикой Каракалпакстан. В итоге расстояние и время между регионами сократится в 3—3,5 раза, что подстегнет развитие приграничной торговли, которая призвана стать важным драйвером экономического роста Центральной Азии.
В целях придания импульса торгово-логистическому сотрудничеству в 2021 году стороны также договорились создать центр промышленной кооперации «Центральная Азия» на территории Сырдарьинской и Туркестанской областей. Полный запуск комплекса запланирован на 2030 год. Его деятельность позволит привлечь дополнительный грузопоток на маршруты в обоих направлениях.
Другим ярким примером транспортного взаимодействия Ташкента и Астаны можно назвать совместное строительство железнодорожной ветки Дарбаза — Мактаарал. Новая дорога позволит разгрузить казахский пункт пропуска «Сарыагаш» и привлечь дополнительный грузопоток до 10 миллионов тонн в год.
Для связи Узбекистана с западными регионами Казахстана планируется построить автодорогу Бейнеу — Шалкар, которая станет важным компонентом трансконтинентального коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА).
Сотрудничество и конкуренция
на международном рынке транспортных услуг
Согласно подсчетам, рынок грузоперевозок в Центральной Азии за 2023 год вырос в два-три раза. Эксперты связывают такую динамику с усилением транзитного значения в глобальных цепочках поставок Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.
Нынешняя транспортная политика Ташкента ориентирована на повышение транзитного потенциала страны. За последние пять лет в Узбекистане наблюдается устойчивый рост международных грузоперевозок со среднегодовым значением 8 процентов.
За 2023 год транзитом через Узбекистан перевезено порядка 11,3 миллиона тонн грузов, что на 22,8 процента больше, чем годом ранее. В этих целях задействовано более ста маршрутов. Часть из них функционирует при участии Казахстана.
В развитии новых международных коридоров Астана и Ташкент выступают как партнерами, так и конкурентами.
Исключительные позиции у Казахстана на центральноазиатском участке цепи поставок Китай — Евросоюз — Китай. Такое преимущество достигнуто за счет наличия общей границы с Китаем и Россией. Узбекистан также стремится занять прочную нишу в транзитных перевозках из Китая в Европу и обратно. Этому способствует вовлеченность страны в мультимодальные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Черноморский регион или Грузия — Турция — Евросоюз (коридор TРACEКA) и Кыргызстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция — Евросоюз.
Здесь уместно упомянуть об автомобильной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, по которой грузы из КНР в Узбекистан доставляются за два дня вместо десяти транзитом через Казахстан. Намечено строительство железной дороги в аналогичном направлении. Это позволит серьезно усилить позиции Ташкента и Бишкека в железнодорожных грузоперевозках из Китая на Ближний Восток и обойти нынешнюю монополию Казахстана, который единственный из всех стран Центральной Азии обладает железнодорожными пунктами пропуска на границе с Китаем.
Казахстан и Узбекистан взаимодействуют в рамках следующих транспортных проектов: автомобильные и железнодорожные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Россия (Беларусь) — Евросоюз; автомобильные и железнодорожные маршруты Кыргызстан — Узбекистан — Казахстан — Каспийское море — Азербайджан — Грузия — Причерноморье или Грузия — Турция — Евросоюз; железнодорожный и автомобильный маршрут Китай — Казахстан — Узбекистан — Туркменистан — Иран с выходом на страны Персидского залива через иранские порты в Индийском океане. Узбекистан присоединился к этому коридору в апреле 2019 года.
Нелишним будет отметить, что Казахстан использует территорию Узбекистана для выхода на афганский рынок. В свете интенсификации торгово-экономических отношений с Кабулом Астана проявляет высокий интерес к реализации проекта строительства Трансафганской железной дороги из Термеза до пакистанского Пешавара. По итогам недавних переговоров в Хиве президенты Казахстана и Узбекистана договорились создать совместное железнодорожное предприятие, которое будет задействовано в развитии данного коридора.
Важна работа
над пробелами
Несмотря на стойкую приверженность Узбекистана и Казахстана идее региональной интеграции, в реальности каждая из сторон на международном транспортно-логистическом треке больше действует в русле своих узких интересов, затмевая тем самым перспективу расширения транзитных возможностей Центральной Азии. Руководство Казахстана не раз с высоких трибун выражало готовность выступать надежным логистическим хабом или ключевым транзитным узлом в Евразии, подчеркивая этим собственную исключительность в регионе.
С учетом наметившейся тенденции углубления внутрирегиональных связей, а также благоприятных условий для интеграции в систему международных транспортных коридоров нашим странам гораздо важнее сосредоточиться на устранении узких мест в вопросе транспортного сближения. Необходимо обеспечить сопряженность транспортных стратегий и ценовой/тарифной политики, работать над улучшением позиций по всем показателям Индекса эффективности логистики (LPI), включая качество инфраструктуры и транспортных услуг, эффективность таможенного оформления, своевременность поставок грузов.
На международной конференции высокого уровня «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» (Ташкент, 2018) была выражена заинтересованность в разработке Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии, принятии Региональной программы развития транспортных коммуникаций и Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии, создании Регионального совета по транспортным коммуникациям.
На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2020) Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выдвинул предложение создать под эгидой Организации Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
Однако спустя годы эти инициативы так и не нашли своего практического воплощения. Государствам региона следует ускорить их реализацию, что откроет новую веху в центральноазиатском партнерстве.
Наргиза Умарова,
научный сотрудник
Института перспективных международных исследований УМЭД
Предоставление частному сектору возможностей в медицину становится важным фактором повышения конкуренции и качества в сфере. Частных медицинских организаций в Ферганской области насчитывается 720. Одним из них является медицинский центр «Meridian» в городе Фергане.
Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с созданными здесь условиями.
Клиника, сданная в эксплуатацию в декабре 2021 года, оказывает современные диагностические и лечебные услуги. Для этого здесь установлено современное оборудование из Германии, Южной Кореи, Японии и Китая. Клиника располагает стационаром на 120 коек и способна проводить 2 тысячи хирургических операций в год.
Примечательно, что в прошлом году при медицинском центре был открыт университет. Сейчас он обучает 600 студентов, привлечены иностранные преподаватели. Студенты проходят практику в медицинском центре.
Таким образом, частная клиника превратилась в медицинский кластер, объединяющий современные медицинские, диагностические центры, лаборатории и университет.
Глава нашего государства пообщался с врачами.
- Наше внимание созданию условий для частной медицины оправдало себя, население хорошо приняло это. Потому что наш народ стремится жить хорошо и начинает больше заботиться о своем здоровье. Все наши усилия по увеличению доходов населения направлены именно на это – обеспечить людям здоровую и благополучную жизнь, – сказал Шавкат Мирзиёев.
Главе государства представлена информация о проектах клиники по созданию отделений интервенционной кардиологии, кардиохирургии, трансплантологии и радиологии.
23 января 2024 года первый заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан Бахромжон Аълоев встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Саудовская Аравия Юсуфом аль-Утайби.
Стороны обсудили вопросы дальнейшего укрепления сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах,
а также рассмотрели график и организационные аспекты предстоящих совместных мероприятий на различных уровнях.
Подчеркнута необходимость постоянного поощрения прямых контактов деловых кругов, продвижения экономической дипломатии.
В последние годы, благодаря созданию современной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, город Самарканд стал традиционной площадкой для проведения мероприятий самого высокого уровня — саммитов, международных конференций и конгрессов.
Построенный по инициативе Президента в 2022 году туристический комплекс «Великий шёлковый путь» стал важным этапом в укреплении статуса Самарканда как международного центра и придал новый импульс его развитию.
Сегодня глава нашего государства посетил Международный туристический центр, чтобы ознакомиться с проводимыми строительными и благоустроительными работами, а также созданными условиями. В настоящее время в комплексе ведётся реализация ряда проектов, направленных на расширение удобств и повышение качества сервиса для иностранных делегаций и туристов.
В частности, на территории центра возводится концертный зал, который оснащается высококачественным акустическим оборудованием.
Президент дал рекомендации по созданию дополнительных удобств для приёма зарубежных делегаций и проведения двусторонних встреч.
В рамках визита исполняющий обязанности хокима Самаркандской области доложил главе государства о социально-экономическом развитии региона и текущих проектах.
Следует отметить, что в этом году Самарканд вновь примет крупные международные мероприятия. Ведется активная подготовка к первому саммиту «Центральная Азия – Европейский союз», Климатическому форуму, саммиту «Центральная Азия – Арабские государства Залива» и 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Уважаемые главы делегаций!
Хочу еще раз выразить признательность Президенту Республики Казахстан уважаемому Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву за теплый прием и прекрасную организацию саммита в Астане.
Высоко ценим продуктивное председательство Казахстана в ШОС, обеспечившее дальнейшее расширение многопланового сотрудничества в рамках Организации.
Рад видеть на нашей встрече глав государств-наблюдателей и партнеров по диалогу, почетных гостей.
Уважаемые участники встречи!
Считаю проведение заседания в широком формате «ШОС плюс» весьма своевременным и востребованным.
Мир как никогда нуждается в восстановлении доверия, справедливости и солидарности.
Глобальные политические и экономические «разломы», войны и конфликты подрывают устои и ключевые принципы системы международных отношений.
Противоречия и протекционизм порождают фрагментацию мировой экономики и сбои в цепочках поставок, возводят новые разделительные линии, препятствующие эффективному взаимодействию стран в области торговли, финансов и инвестиций, трансфера технологий и инноваций.
Единственный путь решения этих проблем – консолидация усилий в интересах всеобщей безопасности, развития и процветания.
ШОС всегда выступала и продолжает выступать за справедливый мировой порядок, основанный на общепризнанных принципах международного права и многосторонности при центральной координирующей роли ООН.
В этом ключе наша Организация остается центром притяжения для многих стран, стремящихся выстраивать широкое сотрудничество без политических и идеологических предубеждений.
В то же время складывающиеся реалии требуют новых стратегических подходов к повышению эффективности Шанхайской организации сотрудничества.
И сегодня, когда она стоит на пороге своего 25-летия, пришло время выработать новую повестку дня ШОС, которая соответствовала бы огромному потенциалу и возрастающей роли нашей Организации в мировой политике и экономике.
Опираясь на «шанхайский дух» и основополагающие принципы Хартии, следует сохранять единство и сплоченность внутри Организации. Предлагаю активизировать совместные усилия по укреплению атмосферы доверия и дружбы в рамках ШОС, устранению барьеров на пути к более глубокому сотрудничеству.
Прежде всего необходимо по-новому взглянуть на концептуальные основы деятельности ШОС в вопросах обеспечения безопасности.
Природа и масштабы современных вызовов существенно изменились со времени учреждения Организации.
Возрастающую угрозу представляют экологические и стихийные бедствия, дефицит водных ресурсов и продовольствия, кибератаки, новые методы подрыва суверенитета и экономической стабильности.
Все это нужно также учесть при рассмотрении вопросов укрепления потенциала ШОС, в том числе при создании Универсального центра по противодействию угрозам и вызовам безопасности.
В данном контексте предлагаю ежегодно проводить «Диалог ШОС плюс по вопросам безопасности» с участием руководителей компетентных органов и экспертов всех наших стран.
Узбекистан предлагает последовательно «перезагрузить» торгово-экономическое сотрудничество на пространстве ШОС, которое продолжает оставаться фрагментарным.
Нам до сих пор не удалось создать прочные основы многосторонней торговли и межотраслевого партнерства.
В течение длительного времени не достигнут консенсус по вопросу создания Фонда и Банка развития ШОС.
Сегодня на саммите мы согласились принять комплексные меры по упрощению торговых процедур и развитию электронной торговли, стимулированию технологической кооперации, в том числе в отраслях индустрии будущего.
В целях создания эффективной платформы для бизнес-диалога с привлечением всех партнеров предлагаем ежегодно проводить в наших странах Международную промышленную выставку «ЭКСПО ШОС».
Важно также активно продвигать экономическое взаимодействие и искать возможности сопряжения совместных инициатив с Организацией экономического сотрудничества, Советом сотрудничества арабских государств Залива, Евразийским экономическим союзом, АСЕАН и другими.
Новые геополитические реалии убеждают нас в необходимости формирования инклюзивной и интегрированной транспортно-транзитной системы для укрепления межрегиональной взаимосвязанности.
Глобальные проблемы, такие как изменение климата и экологические катастрофы, не могут оставаться вне поля зрения Организации. Наши страны все чаще сталкиваются со стихийными бедствиями, деградацией почв, снижением урожайности в сельском хозяйстве, загрязнением воздуха, нехваткой воды.
Считаю, что климатическое сотрудничество должно стать важнейшим элементом новой повестки ШОС.
Выступаем за разработку Соглашения о сотрудничестве в борьбе с изменением климата с конкретными мерами по достижению общих целей и задач в области «зеленого» развития.
Предлагаем также создать в Ташкенте Центр инновационных климатических решений ШОС. Он будет проводить исследования в области экологической устойчивости и «зеленого» роста.
Центральное место в повестке Организации должно быть отведено улучшению качества жизни населения и социальной защиты.
В следующем году намерены провести в Самарканде под эгидой ООН Глобальную конференцию по вопросам устойчивой социальной защиты как вклад в достижение целей Саммита будущего.
И, наконец, нам необходимо вместе укреплять и продвигать уникальную модель межцивилизационного диалога.
Богатое культурно-историческое и духовное наследие, традиции, обычаи и уклад жизни наших народов – это мощная, жизнеутверждающая сила, которая служит укреплению мостов взаимного доверия, добрососедства и прочной дружбы.
Именно этот посыл содержится в принятой недавно по нашей общей инициативе резолюции Генассамблеи ООН «Международный день диалога между цивилизациями».
В данном контексте как никогда актуальна выдвинутая нами Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания, нацеленная на преодоление дефицита доверия путем конструктивного диалога и многостороннего партнерства.
Практическая реализация данной инициативы будет способствовать укреплению межцивилизационного диалога для преодоления противоречий на пути устойчивого развития.
Уверен, что вместе мы сделаем Организацию еще более созидательной благодаря реализации программ в сфере культурных, образовательных, молодежных и туристических обменов.
В этих целях предлагаем разработать Единый банк гуманитарных инициатив и программ ШОС, который позволит систематизировать и совместно осуществлять проекты в указанных направлениях с привлечением всех заинтересованных сторон.
Убежден, что итоги нынешней встречи дадут мощный импульс развитию многогранного партнерства в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Благодарю за внимание.
Принципы «социального государства», определенные в Конституции Республики Узбекистан, принятой в новой редакции в 2023 году, требуют безусловного обеспечения интересов и прав граждан на социальную защиту, кардинального повышения качества социальных услуг, оказываемых населению, а также внедрения в данную сферу совершенно новой системы управления, основанной на передовых международных стандартах.
В Основном законе нашей страны прописано, что государство принимает меры по обеспечению занятости граждан, защите их от безработицы, а также сокращению бедности (статья 43) и права нетрудоспособных и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства (статья 57).
Государство взяло на себя обязательство проводить эффективную и адресную политику социальной защиты и борьбы с бедностью, что предполагает реализацию механизмов повышения доходов для трудоспособного населения и механизмов социальной защиты для уязвимых категорий населения.
В Стратегии «Узбекистан – 2030» первым приоритетом обозначено «создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека», для чего предусмотрены реформы в сферах образования и здравоохранения, пересмотр системы оказания социальных услуг и сокращение бедности.
В стране уже принята Стратегия социальной защиты населения, предусмотренная на период до 2030 года, образовано Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан, которое имеет подразделения во всех регионах, а также центры социальных услуг «Инсон» в каждом городе и районе республики.
Разработан проект Стратегии сокращения бедности на период до 2030 года, включающей в себя приоритеты обеспечения макроэкономической стабильности, проведение сбалансированной региональной политики, повсеместное развитие инфраструктуры и предпринимательства, обеспечение занятости населения. Наряду с экономическими механизмами предусмотрено повышение эффективности системы образования и здравоохранения, совершенствование системы социальной помощи и обслуживания нуждающихся слоев населения.
Утверждена национальная черта бедности, основанная на минимальных потребительских расходах. На базе этого критерия уровень бедности в 2021 году составил 17%, сократился до 14% в 2022 году и по оценкам до 12% в 2023 году.
Реализуется цель увеличения объема экономики к 2030 году в 2 раза и вхождения в ряды стран с доходами выше среднего. Наряду с этим предусмотрено сократить бедность в 2 раза к 2026 году.
В целях усиления адресности мер в стране изменен подход к учету нуждающихся в государственной помощи семей и граждан. В махаллях с использованием «железной», «женской», «молодежной» тетрадей ведется учет нуждающихся. В целях обеспечения адресности и прозрачности процессов выдачи пособий создана единая электронная информационная база Единый реестр социальной защиты. В результате увеличился охват социальной помощью нуждающихся семей. Так, если в 2019 году 595 тысяч семей через «Единый реестр социальной защиты» получили социальные пособия и помощь, к концу 2022 года их количество увеличилось до 2,2 млн. семьей, то есть в 4 раза. На эти цели было выделено почти 11,4 трлн сумов (в эквиваленте более 1 млрд. долл. США.).
Семьям, зарегистрированным в этой информационной системе в качестве малообеспеченных семей, предоставляются не только детские пособия и материальная помощь, но и социальные услуги и помощь бесплатно или на льготных условиях. Например, они освобождаются от родительской платы в государственных дошкольных образовательных учреждениях, а также от расходов за обучение в школах искусств, музыкальных школах, центрах «Баркамол авлод» и других внешкольных образовательных учреждениях, получают бесплатную медицинскую помощь в специализированных медицинских учреждениях и т.д.
Таким образом, можно говорить о том, что в Узбекистане ведется системная работа по сокращению бедности посредством внедрения национальной модели. Полезен опыт Китая в области борьбы с бедностью, который трудно воспроизвести, поскольку в каждой стране свои условия. Однако, некоторые аспекты истории успеха, такие как комплексный подход и ориентация политики по борьбе с бедностью на человека, применены и в Узбекистане.
Первое, как и Китай, Узбекистан главным направлением сокращения бедности Узбекистан определил не выдачу пособий, а обеспечение занятости и увеличение трудовых доходов, и реализация оказания помощи по месту жительства.
В Китае стремление людей к лучшей жизни превращены в мощную движущую силу борьбы с бедностью, преодолено состояние безынициативного ожидания, иждивенчества, воплощено осознание, что только усердный труд способен в корне изменить ситуацию.
В Китае с 1994 г. было принято решение ежегодно выделять миллиард юаней для финансирования инфраструктурных проектов с целью привлечения бедного населения к работе. Увеличился объём инвестиций, были приняты меры для ускорения строительства автомобильных и железных дорог, грузовых перевозок, обеспечения энергоснабжения и информационных технологий в бедных регионах.
Массовый характер приобрела работа по привлечению взрослых к профессиональному образованию. Открылись новые возможности для технической подготовки и трудоустройства для населения в бедных районах.
С использованием опыта Китая Узбекистан также выбрал путь сокращения бедности через активизацию деятельности самих малообеспеченных домохозяйств. В целях обеспечения занятости, развития предпринимательства и сокращения бедности создан институт «помощника хокима», с помощью которого ведется обучение и обеспечение занятости безработных членов бедных семей, лиц с инвалидностью, уязвимых женщин.
В 2022 году помощники хокимов содействовали в обучении более 220 тысяч безработных граждан, в трудоустройстве 3,2 млн граждан, в предоставлении льготных кредитов на сумму 10,0 трлн сум (913,8 млн долл. США) и субсидий - на 263 млрд сум (24,0 млн долл. США) для 75 тыс. безработных, около 430 тыс. гражданам были выделены земельные участки в аренду для организации и ведения предпринимательской деятельности. В 2023 году эти меры еще более активизировались и уже к концу года около 4,0 млн безработных граждан были заняты в различных секторах экономики.
С 2021 года с учетом местных условий была определена отраслевая специализация каждой махалли, их в республике около 10 тысяч. Примерно 2500 махаллей специализируются на сельском хозяйстве и садоводстве, почти столько же - на сфере услуг. Государство выделяет средства, землю, пустующие здания, освобождает от земельного и имущественного налогов и создает благоприятные условия для ведения предпринимательства. Эти меры поддержки первоочередно направлены на обеспечение занятости безработных и малоимущих граждан.
Второе, внедрение китайского опыта межрегиональной, межведомственной, межгрупповой помощи бедным регионам.
Борьба с бедностью в Китае консолидирует все регионы, ведомства и бизнес. Так, 9 провинций на востоке совместно оказали помощь 14 провинциям в центральном и западном регионах, 343 экономически развитых уезда (города, района) на востоке и 537 бедных уездов в центральном и западном районах провели кампанию «Рука об руку к среднезажиточной жизни». За счет частных инвестиций почти 12 млн человек были переселены из бедных регионов с тяжелыми условиями.
Так, в Узбекистане подготовлены адресные проекты по 18 направлениям с привлечением опытных китайских специалистов. В каждом регионе республики разрабатываются программы сокращения бедности, включающие улучшение дорожно-транспортной, электроэнергетической, коммуникационной и туристической инфраструктуры. В регионах также предусмотрено использование современных подходов к развитию инноваций и зеленых технологий, современного менеджмента.
Вводится новая модель комплексного оказания помощи и услуг семьям в трудной жизненной ситуации на индивидуальной основе. В 2023 году в 28 районах и городах Узбекистана созданы центры социальных услуг «Инсон», которые начали работу по новой системе социальной помощи. Профессиональные социальные услуги лицам и семьям, оказавшимся в тяжелом положении и с высоким риском попадания в тяжелое положение теперь будут оказываться на основе комплексного подхода непосредственно на уровне махалли.
В мировой практике широко распространена система «социальной работы» с использованием метода кейс-менеджмента. В данном случае не используется слово «бедный» как социальная стигма (клеймо, ярлык), а применяется термин «трудная жизненная ситуация» – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. Таким случаем может быть инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, отсутствие места жительства, конфликты и насилие в семье и т.п.
Во многих странах на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан и действует «Кодекс этики социального работника», где прописаны принципы социальной работы (например, конфиденциальность), стандарты этического поведения, основные права и обязанности социального работника и др.
Особенность этого метода заключается в том, что человек, находящийся в трудной жизненной ситуации (ситуации кризиса), использует свой внутренний потенциал и внешние источники для разрешения своей проблемы. Задача профессиональных социальных работников - помочь восстановить социальное функционирование семьи и выйти из кризиса.
Индивидуальный и комплексный подход, используемый социальными работниками, начинается с диагностики семьи, изучения ее проблем и потребностей в социальных услугах, затем разрабатывается индивидуальный план работы с этой семьей, на основе которого поэтапно оказывается помощь и социальные услуги посредством ответственных министерств и ведомств.
Надо отметить, что социальная работа проводится не только на уровне семьи. Когда в обществе бытуют стереотипные представления о людях, находящихся в кризисной ситуации, например, о детях или женщинах, подвергшихся насилию, специалисты начинают взаимодействовать с населением махалли, района или города, изменяя их отношение к нуждающимся в помощи людям.
Так как профессия социального работника носит интегральный характер, соединяя в себе теоретические знания, практические навыки и умения из смежных дисциплин, дальнейшая подготовка высококвалифицированных социальных работников в Узбекистане позволит повысить эффективность и результативность работы с нуждающимися семьями на местах.
Третье, создание долгосрочных устойчивых механизмов и инновационных методов сокращения бедности, которые одновременно удовлетворяют потребность малоимущих и ведут к устойчивому росту.
Для достижения поставленных целей и формирования основы, в качестве отправной точки была принята 14-я пятилетний план развития Китая (2021-2025 годы). В рамках данной программы уделено внимание вопросам повышения уровня человеческого капитала, доступа к качественным государственным услугам, расширению охвата высшим образованием, поскольку технологическая модернизация потребует больше высококвалифицированной рабочей силы.
Узбекистан уже сегодня придает важное значение долгосрочному планированию. Так, в стране принятая Стратегия «Узбекистан – 2030» предусматривает реализацию 5 долгосрочных приоритетных направлений, включая создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека.
Сегодня в Узбекистане реализуются меры по обеспечению гарантированных государством услуг в сфере образования и здравоохранения. В частности, за период 2017-2022 годы количество негосударственных организаций дошкольного образования увеличилось с 1,4 тыс. до 22,8 тыс., а количество частных и зарубежных высших учебных заведений - с 7 до 95 единиц. В результате увеличился охват детей дошкольным образованием до 71,8% и молодежи высшим образованием - до 42%.
Созданы условия до обеспечения доступности медицинских услуг, особенно для бедных слоев населения. Так, в течение 2023 года создано 500 махаллинских медицинских пунктов, 30 семейных поликлиник, 110 пунктов семейного врача, которые позволили увеличить объем оказываемой первичной медико-санитарной помощи оказываемой на местах.
Разработан пакет гарантированных государством бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств.
Таким образом, сегодня, с учетом позитивного опыта Китая наша страна формирует национальную модель сокращения бедности. Действительно, Китай стал первой развивающейся страной, которая достигла Цели развития тысячелетия ООН по сокращению бедности. Статистика борьбы действительно впечатляет. За 40 лет политики реформ и открытости более 740 млн китайцев перестали быть нищими, а уровень бедности сократился на 94%.
Китайский опыт помогает Узбекистану составить свою историю успеха и способствовать выполнению задач по преодолению бедности в рамках Целей устойчивого развития до 2030 года.
Дилдора Каримова,
доктор экономических наук,
руководитель проекта Института
макроэкономических и региональных
исследований при Кабинете Министров
Республики Узбекистан
Глава нашего государства ознакомился с деятельностью текстильного предприятия общества с ограниченной ответственностью «Янгибозор текстил агрокластер» в Хорезмской области.
В рамках данного проекта стоимостью более 13 миллиардов сумов было установлено современное зарубежное оборудование. Производственная мощность - 5 миллионов готовых трикотажных изделий в год. На экспорт намечено поставлять 65 процентов продукции.
Сегодня здесь трудятся около 500 женщин. Шавкат Мирзиёев побеседовал с ними, ознакомился с технологическим процессом на предприятии. Работницы отметили, что промышленность приходит и в самые отдаленные районы, и они рады работать на таком современном предприятии, недалеко от дома.
Здесь же состоялась церемония запуска 6 новых предприятий в Хорезмской области. Это предприятия «Эко Оби хаёт» по производству гипсокартонной продукции в Ургенче, «Закиров» по выпуску саморезов в Ургенчском районе, вторая очередь Хивинского коврового комбината, предприятия «Коба текс» по производству тканей в Багатском районе, «Хоразм Солт Бизнес» по производству технических солей в Ургенчском районе и «Хорезмтекс Фейшн» по выпуску швейно-трикотажных изделий в Ханкинском районе. Представители этих предприятий по видеосвязи рассказали о своих возможностях.
Президент Шавкат Мирзиёев, нажав символическую кнопку запуска, ввел в строй новые предприятия.
14 июня 2022 года Министерством иностранных дел Республики Узбекистан организовано посещение главами дипломатических миссий европейских стран и делегации Европейского Союза ООО «TEXNOPARK», расположенного в Яшнабадском районе г.Ташкента.
Приветствуя европейских дипломатов, и.о. министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимир Норов отметил, что в число приоритетов экономического развития Узбекистана входит наращивание промышленного потенциала страны, в том числе с привлечением передовых технологий и ноу-хау государств Европы.
Одной из площадок для индустриальной кооперации служит ООО «TEXNOPARK», созданный в 2019г. по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в формате государственно-частного партнерства в целях создания высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Представители дипкорпуса посетили индустриальные цеха, ознакомились с их деятельностью и ассортиментом выпускаемой предприятиями технопарка продукции, включающим строительные материалы, бытовую технику, лифты и эскалаторы, водяные насосы, металлоконструкции, панельные радиаторы и др.
Сообщалось, что до конца 2022г. компаниями ООО «TEXNOPARK» намечен запуск производства газовых котлов, теплоизоляционных материалов из базальта, HPL-панелей. Планируется ввод в эксплуатацию автоматизированного логистического центра. Как подчеркивалось, реализация данных проектов позволит создать более 10 тыс. новых рабочих мест и расширить географию экспорта до 30 стран.
Европейские партнеры высоко оценили потенциал и возможности ООО «TEXNOPARK», а также выразили готовность к взаимовыгодному и долгосрочному сотрудничеству с Узбекистаном с выработкой и реализацией перспективных проектов в сферах, представляющих взаимный интерес.
В Узбекистане формируется стабильно действующая система, обеспечивающая верховенство Основного закона, при котором не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу. Именно с утверждения этого принципа началось формирование активного гражданского общества.
Сегодня в Узбекистане действует свыше девяти тысяч негосударственных некоммерческих организаций (ННО), которые выполняют важные задачи по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей в области социальной жизни, культуры и образования.
В последние годы проводится масштабная работа по поддержке ННО и других институтов гражданского общества, совершенствованию правовой базы, регулирующей отношения в сфере. В целях выведения данных мер на качественно новый уровень, а также определения перспектив развития справедливого гражданского общества в стране на ближайшую и среднесрочную перспективу утверждена Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах.
Примечателен тот факт, что нововведением Конституции Республики Узбекистан в новой редакции является отдельная глава XIII «Институты гражданского общества». В статье 69 четко определено, из чего образуется основа гражданского общества: «Институты гражданского общества, в том числе общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, образуют основу гражданского общества. Деятельность институтов гражданского общества осуществляется в соответствии с законом».
Впервые в истории страны понятие «гражданское общество» отражено в Основном законе. Это укрепило правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества.
Согласно философским постулатам гражданское общество должны соответствовать таким характеристикам, как высокий уровень нравственности, правовая и общая культура, материальное благосостояние людей, способность самостоятельно решать стоящие перед обществом проблемы (включая защиту прав и свобод человека) как посредством правового взаимодействия с государством, так и путем использования созданных на основании закона разных общественных институтов; обладание передовыми знаниями, технологиями и производством.
В то же время деятельность структур государства должна быть направлена на предоставление каждому человеку независимости, свободы самореализации, поиска индивидуальной траектории собственного жизненного пути в соответствии с выбранной им самим системой жизненных ценностей и предпочтений.
Известно, что полноценным гражданское общество может быть тогда, когда находится в состоянии равноправного партнерства и качественного правового взаимодействия с государством, что достигается в процессе кропотливой созидательной работы. В процессе разработки проекта Основного закона принимали участие не только ученые, юристы, специалисты в области права, но и простые граждане республики, проявив интерес к смыслу и сути конституционных изменений.
Подобные инициативы и предложения граждан свидетельствуют о возросшей политической активности, их сопричастности к процессам реформированию, о понимании важности гармонизации Основного закона с современными реалиями, сутью последовательных преобразований.
Это еще раз подтверждает тот факт, что в приоритете политики государства остаются эффективный диалог с народом, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом. Данная инициатива главы государства нашла свое развитие в вопросах четкого закрепления обязательности проведения диалога с общественностью при принятии решений по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, представляющим особый интерес для населения.
Следует понимать, что гражданское общество - это арена не только реального воплощения прав и свобод личности, но и ответственного выполнения обязанностей, в том числе юридических. Вышеназванная поправка в Конституцию станет обязанностью как народа, так и государства.
Гражданское общество - необходимый посредник между отдельным человеком и властью. К примеру, свободные СМИ следят за злоупотреблениями власть имущих и привлекают к ним внимание. Общественные движения помогают выразить свои пожелания, добиться от государства решения насущных проблем.
Таким образом, закрепление в Основном законе задач институтов гражданского общества позволит определить, какое общество у нас формируется и какие цели перед нами стоят. В свою очередь институты гражданского общества получат конституционный правовой статус с перспективой последующего совершенствования своей деятельности.
Необходимо отметить, что именно глава государства является инициатором дальнейшей поддержки программ и проектов общественных организаций, представляющих интересы широких слоев населения.
В важных основополагающих программах, в частности в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, не остались без внимания вопросы укрепления социального партнерства государственных органов с институтами гражданского общества, осуществления действенного общественного контроля, а также совершенствования правовой базы, регулирующей данную сферу.
Вводимые правовые нормы в отношении общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, средств массовой информации будут способствовать дальнейшему повышению социальной активности населения, осознанию национальной самобытности, росту политической культуры, формированию демократических взглядов.
Оксана Хушвактова.
Ведущий сотрудник Центра анализа демократических процессов.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 4 июля принял своего советника по вопросам экономического развития, эффективного управления и международного сотрудничества Суму Чакрабарти.
На встрече были обсуждены вопросы дальнейшего продолжения и повышения результативности экономических реформ в нашей стране в контексте реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
Советник Чакрабарти высоко оценил реализуемую под руководством лидера Узбекистана широкомасштабную программу социально-экономических реформ, в том числе по модернизации и повышению конкурентоспособности ключевых отраслей экономики, трансформации и цифровизации всех сфер жизни общества, совершенствованию инвестиционной и деловой среды в республике, подготовке кадров нового поколения.
Отмечалось, что выведению осуществляемых в нашей стране преобразований на качественно новый уровень будет способствовать начатая в Узбекистане конституционная реформа, реализуемая в полном соответствии с демократическими принципами и правовыми нормами, на основе передового национального и международного опыта конституционного строительства.
Сума Чакрабарти выразил готовность и далее прилагать максимум усилий для содействия Правительству Узбекистана в изыскании и реализации на практике новых точек роста.
Напомним, что до назначения советником Президента Узбекистана Сума Чакрабарти восемь лет занимал пост президента Европейского банка реконструкции и развития.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 8 октября принял участие в очередном заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
В работе саммита, прошедшего под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина, участвовали Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов и Премьер-министр Армении Никол Пашинян, а также генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В соответствии с повесткой дня состоялся обмен мнениями о состоянии и перспективах развития многоплановых отношений, обсуждены актуальные вопросы практического взаимодействия в рамках СНГ.
В своем выступлении глава нашего государства дал высокую оценку результатам председательства России в Содружестве, в период которого многостороннее сотрудничество получило развитие по всем направлениям.
Особое внимание уделено складывающейся ситуации, связанной с обеспечением безопасности и устойчивого развития стран СНГ.
Отмечена важность налаживания системного взаимодействия спецслужб и компетентных ведомств стран СНГ, совершенствования методов борьбы с современными вызовами, принятия согласованных мер в области обеспечения кибербезопасности, а также программных документов.
Приоритетом обозначено усиление совместной работы на экономическом направлении сотрудничества.
Товарооборот Узбекистана со странами СНГ с начала года вырос на 16 процентов. Имеется множество примеров успешной промышленной кооперации.
Указано на необходимость активизации деятельности отраслевых советов и комитетов СНГ.
Предложено весной следующего года в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром» в городе Ташкенте провести заседание Экономического совета СНГ и Форум инновационного развития.
С учетом итогов состоявшейся недавно Ташкентской конференции ведущих аналитических центров стран СНГ, подчеркнута важность поддержки новых приоритетов долгосрочного партнерства.
В частности, речь идет о развитии интернет-технологий и индустрии «больших данных», ускоренном внедрении цифровых решений, креативной экономике, зеленой энергетике и ядерных технологиях, климатических вызовах и других.
В данном контексте предложено придать регулярный характер встречам экспертов и аналитиков стран СНГ и провести следующую конференцию в городе Самарканде, посвятив ее вопросам развития искусственного интеллекта.
В целях расширения гуманитарных обменов предложено провести Дни культуры государств Содружества. Наряду с этим подчеркнута необходимость подготовки ежегодной программы совместных мероприятий в области здравоохранения, образования, искусства, кино, туризма и спорта.
С удовлетворением отмечена реализация проектов в рамках объявления Самарканда и Ташкента соответственно культурной и молодежной столицами Содружества.
Кроме этого, в Узбекистане пройдут открытые кубки СНГ по шахматам и футболу среди молодежных команд.
В завершение Президент Узбекистана поздравил Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона с принятием председательства в Организации в 2025 году.
По итогам саммита принят ряд соглашений и решений по приоритетным направлениям взаимодействия в рамках СНГ.
Царящая в нашей республике атмосфера дружбы и сплоченности - важнейший фактор мира и стабильности, повышения эффективности проводимых реформ, роста авторитета Узбекистана на международной арене. И не случайно укрепление гражданского, межнационального, межконфессионального мира и согласия отнесено к приоритетному направлению в сфере обеспечения безопасности, религиозной толерантности и межнационального согласия в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
Считая республику своим общим домом, мы - проживающие здесь представители разных национальностей, составляющие единый народ, осознаем, что в стремлении к построению демократического гражданского общества сплоченность - необходимое условие для достижения цели.
Мир и согласие невозможны без толерантности и взаимопонимания, а развитие общества и демократия - без гармонии. Это актуально и для Узбекистана - страны, где живут представители более 130 наций и народностей. Самоотверженным трудом они вносят достойный вклад в сохранение спокойной и благополучной жизни, реализацию масштабных преобразований во всех сферах для дальнейшего процветания республики, повышения ее авторитета на международной арене.
Здесь мирно сосуществуют и развиваются 16 религиозных направлений. Для представителей разных религий созданы условия для проведения религиозных обрядов, паломничества. Все это - красноречивое свидетельство осуществления основных принципов Конституции Республики Узбекистан. К тому же наша страна присоединилась более чем к 70 международным документам по обеспечению прав человека, что говорит о заинтересованности государства в дальнейшем улучшении положения дел, сотрудничестве с другими странами и, конечно, обеспечении счастья и процветания государства и его населения.
В Конституции в новой редакции подчеркнуто: народ Республики Узбекистан составляют граждане независимо от их национальности. Мы равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения. Гарантированы участие в политической, экономической, общественной и культурной жизни нашей страны. Также обеспечены возможности для развития родного языка, культуры и искусства, народных ремесел, обычаев и традиций.
Важность этих вопросов невозможно переоценить. И здесь большое значение имеет целенаправленная деятельность правительства. Так, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики стали важными направлениями государственной политики республики. Особенность такой работы заключается в том, что она никогда не прекращается. Центры, общества дружбы также стараются внести посильный вклад.
Заслуживает особого внимания то, что в нашей стране культурно-национальное разнообразие рассматривается как неотъемлемая часть жизни, служит фактором стабильности, формирует неповторимую богатую палитру разных национальных культур и играет важнейшую роль в постоянном движении общества вперед - по пути демократических реформ.
Среднее образование можно получить на семи языках: узбекском, каракалпакском, русском, казахском, таджикском, кыргызском и туркменском. Средства массовой информации издаются и вещают в республике более чем на десяти языках. По каналам Национальной телерадиокомпании Узбекистана демонстрируются передачи на языках наций и народностей, живущих в республике. Большинство из них освещают историю и современность, историю и искусство, особенности обычаев и традиций, направлены на укрепление взаимопонимания и межнационального согласия.
И скажем ответственно: такие условия созданы не во всех странах. Понимая это, чувствуя заботу, можем с гордостью сказать, что мы, представители разных национальностей, стараемся внести и вносим свой посильный вклад в укрепление независимости, процветания нашего государства.
Немного хотелось бы остановиться на деятельности Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. В соответствии с указами Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» от 19 мая 2017 года и «Об утверждении Концепции государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений» от 15 ноября 2019-го комитет способствует развитию национальных культурных центров, сохранению самобытных обычаев и традиций, языка, а также поощрению многонациональной культуры.
За годы работы комитет преобразился, став авторитетной общественной организацией. Благодаря энтузиазму активистов решаются сложные задачи не только культурно-просветительского плана, образовательного, духовного, но и социального. При этом люди не обособляются, а работают в едином порыве. И это, согласитесь, важно.
По всей республике ежегодно проводятся фестивали: «Узбекистан - наш общий дом», «Наша сила - в единстве и сплоченности» и «Родина - единственная, Родина - одна». Организуются концерты и вечера, республиканские фестивали и конкурсы, выставки и встречи. Большое внимание руководство и активисты комитета уделяют заботе о соотечественниках и тех, кто к нам обращается.
В республике действуют более сотни национальных культурных центров и обществ дружбы. Они стали местом объединения соотечественников, где можно обсуждать проблемы, отмечать вместе праздники - государственные, религиозные, национальные. С каждым годом сфера деятельности НКЦ расширяется и обогащается. Работают общества по изучению культур, языков, традиций, истории, музыки, танцев, ремесел. Организуются художественные выставки и вечера, посвященные творчеству знаменитых художников, писателей, поэтов...
Уделяется внимание работе с молодежью. Так, проводимые мероприятия способствуют пропаганде среди населения, особенно подрастающего поколения, общечеловеческих ценностей, приумножению их вклада в развитие страны, дальнейшему укреплению патриотизма, межэтнического согласия и межконфессиональной толерантности.
Наблюдая за тем, как молодые люди стремятся получить информацию, впитывают ее, насколько они добросердечны, отзывчивы и креативны, можно уверенно говорить, что будущее страны в надежных руках. От нового поколения зависит то, как страна будет меняться. Главное, чтобы юноши и девушки нашли занятие по душе, смогли раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Расширение культурно-гуманитарного обмена, усиление роли народной дипломатии в укреплении отношений и взаимосвязи национальных культурных центров и обществ дружбы, перспективные задачи и пути решения имеющихся проблем - все это основная повестка дня. Глава государства Шавкат Мирзиёев проводит прогрессивные реформы по всем направлениям, что можно заметить и по множеству свежих инновационных инициатив.
Дружба наших народов длится много веков. Их сближают схожие национальные обычаи и традиции, общая группа языка, культура и религия. Сегодня более 40 тысяч азербайджанцев активно участвуют в социальной, общественной, экономической и других областях общественной жизни Узбекистана. И политика, проводимая главами государств, предусматривает дальнейшее укрепление и расширение этих отношений. В обеих странах имеются посольства, в Ташкенте воздвигнут памятник Низами Гянджеви, а в Баку - Алишеру Навои. Все это не может не придавать особый импульс нашим контактам. Заметно и то, что у нас есть взаимовыгодные интересы. Подтверждение тому - туристы, которые все чаще посещают дружескую страну. Поездки из обоих государств участились.
Прочно утвердившиеся в нашем обществе дружба и взаимопонимание между представителями разных наций и народностей - среди важнейших достижений независимости. Мы по праву гордимся этим, высоко ценим и считаем это основой духовного единства и неисчерпаемых сил нашего народа.
Самир Аббасов.
Председатель Азербайджанского культурного центра имени Гейдара Алиева при Посольстве Азербайджана в Узбекистане.